Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2023. № 3. С. 219-227.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns20230047

Ленинградская Госдрама в поисках современного репертуара: спектакль Н. Я. Береснева «Герой» по пьесе Дж. М. Синга (1925)

Ряпосов Александр Юрьевич
Российский институт истории искусств


Дата поступления рукописи в редакцию: 22.08.2023
Аннотация. Цель исследования – выявление ключевых моментов в истории постановки спектакля Н. Я. Береснева «Герой» по пьесе Дж. М. Синга (Госдрама, 1925), изучаемого в контексте репертуарных и постановочных исканий русской академической сцены первой половины 1920-х годов. В статье исследуются причины появления пьесы Синга «Герой» на сценах Первой студии МХАТ (1923) и Госдрамы (1925); анализируется драматургическая поэтика пьесы «Герой», в особенностях которой А. Д. Дикий обнаружил возможности изучения народного менталитета сценическими средствами, а именно – средствами игрового театра и театра маски как основы структуры сценического образа, воплощаемого актером; изучаются основания, которые обусловили сложности сценического освоения Первой студией МХАТ и Госдрамой пьесы Синга; определяется значение участия И. В. Ильинского в спектаклях 1923 и 1925 годов. Научная новизна исследования заключается в том, что применение формальных методов литературоведения и театроведения, а также структурного метода позволило установить причины, которые не дали академической сцене возможности освоить поэтику пьесы «Герой» ни в спектакле Первой студии МХАТ, ни в спектакле Госдрамы. В результате доказано, что пьеса Синга представляла собой трагифарс с элементами абсурдистской драмы – драмы парадокса. Попытки использовать при постановке пьесы «Герой» приемы игрового театра и маску как основу сценического образа показали неготовность академической сцены к такого рода экспериментам и превращали сценические версии пьесы Синга в Первой студии МХАТ и в Госдраме в гастрольные спектакли И. В. Ильинского.
Ключевые слова и фразы: Дж. М. Синг, пьеса «Герой» («Удалой молодец – гордость Запада»), Н. Я. Береснев, Госдрама, А. Д. Дикий, Первая студия МХАТ, И. В. Ильинский, J. M. Synge, play “Hero” (“The Playboy of the Western World”), N. Ya. Beresnev, State Academic Drama Theatre (Gosdrama), A. D. Dikiy, The First Studio of the Moscow Art Theatre, I. V. Ilyinsky
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Аббат-Фанфрелюш <Шершеневич В. Г.>. МХАТ. Первая студия // Зрелища. 1923. № 22. 30 января – 5 февраля.
  2. Адонц Г. «Герой», пьеса Синга в Акдраме // Жизнь искусства. 1925. № 12.
  3. Ауслендер С. Герой // Театр и музыка. 1923. 30 января. № 4.
  4. Верховский Н. «Герой» (Пьеса Синга в Гос. ак. театре драмы. Первый выход И. Ильинского) // Ленинградская правда. 1925. 18 марта. № 63.
  5. Горький М. С кем вы, «мастера культуры»? Ответ американским корреспондентам // Правда. 1932. 22 марта.
  6. Дикий А. Д. Повесть о театральной юности. М.: Искусство, 1957.
  7. Золотницкий Д. И. Академические театры на путях Октября. Л.: Искусство, 1982.
  8. Игорь Ильинский – актер Акдрамы // Красная газета (вечерний выпуск). 1925. 4 февраля.
  9. Ильинский И. В. Сам о себе. Изд-е 3-е, доп. М.: Искусство, 1984.
  10. Иосафов Р. Балаганный герой («Герой» Синга в Госдраме) // Рабочий и театр. 1925. № 12.
  11. Капитайкин Э. Режиссура Московского Художественного театра второго (1913-1932) // Театр и драматургия. Труды Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Л.: ЛГИТМиК, 1974. Вып. 4.
  12. Никулин Л. В. Пир. МХАТ. Первая студия. Иг. Ильинский в «Герое» // Зрелища. 1923a. № 31-32. 5-22 апреля.
  13. Никулин Л. В. Пир. Первая студия МХАТ. На генеральной репетиции Синга // Зрелища. 1923b. № 21. 24-29 января.
  14. Ряпосов А. Ю. Режиссерская методология Мейерхольда. Драматургия мейерхольдовского спектакля: мысль, зритель, театральный монтаж: учебное пособие. Изд-е 2-е, испр. СПб.: Лань; Планета музыки, 2022a.
  15. Ряпосов А. Ю. Русское режиссерское искусство XX века: системы, направления, концепции, идеи: учебно-методическое пособие для аспирантов, обучающихся по специальности 17.00.09 «Теория и история искусства» / Российский институт истории искусств. СПб.: Астерион, 2022b.
  16. Цеткин К. Воспоминания о В. И. Ленине. М.: Политиздат, 1976.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru