Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2021. № 7. С. 1473-1478.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns210262

Формирование венецианской народной баркаролы: жанровые истоки и типология

Носорева Елена Валентиновна
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова


Дата поступления рукописи в редакцию: 16.05.2021
Аннотация. Цель исследования - рассмотреть исторические и теоретические аспекты ранее не исследованной венецианской народной баркаролы, изучить истоки формирования, этимологию значений уникального по музыкальному воплощению темы "человек и природа" жанра. Научная новизна статьи состоит в том, что в ней впервые осуществляется типология народной баркаролы на основе отечественной теории музыкального жанра. В научный обиход вводятся ранее не известные в российском музыковедении зарубежные работы, переведённые автором. На основе сравнения баркаролы и образцов бытовой музыки Западной Европы определяются черты их общности и различия. Результат проведённого исследования - выявление структурно-смыслового комплекса жанра, который в дальнейшем становится инвариантом для композиторских опусов.
Ключевые слова и фразы: народная баркарола, типология, жанровые истоки, инвариант жанра, folk barcarole, typology, genre origins, genre invariant
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Арановский М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: сборник статей / под ред. В. В. Задерацкого. М.: Советский композитор, 1987. Вып. 6. С. 5-44.
  2. Баркарола // Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Келдыша. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
  3. Гёте И. В. Собрание сочинений: в 10-ти т. / пер. с нем. С. Ошерова; под ред. А. Аникста и Н. Вильмонта. М.: Художественная литература, 1979. Т. 8. Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся. 462 с.
  4. Гёте И. В. Собрание сочинений: в 10-ти т. / пер. с нем. С. Ошерова; под ред. А. Аникста и Н. Вильмонта. М.: Художественная литература, 1980. Т. 9. Воспоминания и встречи. 495 с.
  5. Горохова Р. М. "Напев торкватовых октав" (об одной итальянской теме в русской поэзии первой половины XIX века) // Русская литература и зарубежное искусство: сборник исследований и материалов / отв. ред. М. П. Алексеев, Р. Ю. Данилевский. Л.: Наука, 1986. С. 82-123.
  6. Коробова А. Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность. М.: МГК, 2007. 173 с.
  7. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.
  8. Соколов О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры: монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. 220 с.
  9. Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы // Вопросы социологии и эстетики музыки. 1983. Вып. 3. С. 129-143.
  10. Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964. 160 с.
  11. Barcarole // A Dictionary of Music and Musicians (a.d. 1450-1880) by Eminent Writers, English and Foreign / ed. by G. Grove. L.: Macmillan and Co, 1879. P. 138-139.
  12. Blasis C. M. Complet de la danse: comprenant la theorie, la pratique et l’histoire de cet art depuis les temps les plus recules jusqu’a nos jours: a l’usage des amateurs et des professeurs: ouvrage orne d’un grand hombre de figures et de musique / trad. de l’anglais de M. Barton, sur l’edit. de 1830, par M. Paul Vergnaud. Paris: A la librairie encyclopedique de roret, rue hautefeuille, au coin de la rue du battoir, 1830.
  13. Brenet M. Dictionnaire practique et historique de la Musique. Paris: Librairie Armand Colin, 1926. 495 p.
  14. Edgecombe R. S. On the Limits of Genre: Some Nineteenth-Century Barcaroles // 19th-Century Music. 2001. Vol. 24. № 3. P. 252-267.
  15. Lacas P.-P. Barcarolle [Электронный ресурс]. URL: http://www.universalis.fr/encyclopedie/barcarolle/ (дата обращения: 20.04.2021).
  16. Margetts J. A. Echoes of Venice: The Origins of the Barcarolle for Solo Piano [Электронный ресурс]. URL: https://etd.ohiolink.edu/apexprod/rws_etd/send_file/send?accession=ucin1218894990&disposition=inline (дата обращения: 06.05.2021).
  17. Privitera M. Canzoni, ariette, gondole, barchette // La canzone, il mare / a cura di E. Careri, S. Frasca. Napoli: Universita degli Studi di Napoli Federico II, 2011. 37 p.
  18. Rousseau J.-J. Canzoni da batello. Chansons italiennes ou le?ons de musique pour les commen?ans. 1753 [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8452859f/f6.item (дата обращения: 01.06.2021).
  19. Rousseau J.-J. Dictionnaire de Musique. Paris: Chez la veuve Duchesne, Libraire, rue S. Jacques, au Temple du Go?t, 1768. 547 p.
  20. Schneider H. Barkarole // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklop?die der Musik / hrsg. von L. Finscher. Stuttgart: B?renreiter, 1994. Bd. 1. S. 1230-1235.
  21. Ungarelli G. Le vecchie danze italiane: ancora in uso: nella provincia Bolognese: con due serie di tavole di musica e una incisione [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/stream/levecchiedanzeit00unga/levecchiedanzeit00unga_djvu.txt (дата обращения: 05.05.2021).
  22. Wolff H. C. Die Venezianische Oper in der zweiten H?lfte des 17. Jahrhunderts: Ein Beitrag zur Geschichte der Musik und des Theaters im Zeitalter des Barock. Berlin: Otto Elsner, 1937.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru