Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2023. № 4. С. 419-428.
РАЗДЕЛ:    Педагогические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/ped20230061

Применение метода интонационно-смыслового (содержательного) анализа в контексте теории художественного интонирования на фортепиано в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педвуза

Маряч Анастасия Юрьевна, Шипилкина Татьяна Анатольевна
Пензенский государственный университет


Дата поступления рукописи в редакцию: 12.03.2023
Аннотация. Цель работы – обоснование необходимости и целесообразности применения метода интонационно-смыслового (содержательного) анализа в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педвуза. В статье раскрывается сущность метода интонационно-смыслового (содержательного) анализа в контексте теории художественного интонирования на фортепиано. Интонационно-смысловой (содержательный) анализ представлен как специальный метод музыкального образования, позволяющий обучающимся понять авторскую идею сочинения, логику развёртывания музыкальной драматургии, определить особенности интонационно-звуковой и аналитическо-структурной организации музыкального произведения и воплотить всё выявленное в собственном исполнении. Научная новизна: сущность интонационно-смыслового (содержательного) анализа раскрыта в контексте теории художественного интонирования на фортепиано; выявлены и определены особенности и педагогический потенциал, условия применения интонационно-смыслового (содержательного) анализа в качестве продуктивного метода в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педвуза. В результате доказано, что если на регулярной основе, систематично применять интонационно-смысловой (содержательный) анализ в процессе освоения музыкально-педагогического репертуара, то у обучающихся появляется осознанность восприятия произведений искусства, формируются широта мышления, жанрово-стилевые представления, улучшается качество знаний, появляется устойчивый интерес к музыкальному обучению и стремление к самосовершенствованию, что, несомненно, сказывается и на выразительности, эмоциональности, наполненности собственного исполнения.
Ключевые слова и фразы: интонационно-смысловой (содержательный) анализ, теория художественного интонирования на фортепиано, музыкально-инструментальная подготовка, метод музыкального образования, интонационно-звуковая организация музыкального произведения, аналитическо-структурная организация музыкального произведения, освоение музыкально-педагогического репертуара, intonation-semantic (content) analysis, theory of artistic piano intonation, musical and instrumental training, method of musical education, intonation-sound organisation of a musical work, analytical-structural organisation of a musical work, musical-pedagogical repertoire mastering
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: учебник для студентов высш. учеб. заведений. М.: Прометей, 2020.
  2. Аристотель. Риторика. Поэтика / пер. с древнегреч. Н. Платоновой, В. Аппельрота. М.: АСТ, 2021.
  3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1971.
  4. Берлянчик М. М. Вопросы развития культуры интонирования в обучении скрипача: учеб.-метод. пос. М.: Изд-во Российской государственной специализированной академии искусств, 2014.
  5. Бодина Е. А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2019a.
  6. Бодина Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: учебник. М.: Юрайт, 2019b.
  7. В классе А. Б. Гольденвейзера: сб. ст. / сост. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. М.: Музыка, 1986.
  8. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике: в 2-х т. СПб.: Наука, 2007. Т. II.
  9. Дидро Д. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Academia, 1946. Т. 6. Искусство / пер. под ред. Н. Жарковой; общ. ред., вступ. ст. и примеч. Д. Аркина.
  10. Казанцева Л. П. Автор в музыкальном содержании: монография. М.: Изд-во Российской академии музыки им. Гнесиных, 1998.
  11. Либерман Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.
  12. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки: опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Советский композитор, 1978.
  13. Малинковская А. В. Искусство фортепианного интонирования: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2018a.
  14. Малинковская А. В. Исполнительско-педагогический анализ музыкального произведения в контексте герменевтической теории понимания-интерпретации // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018b. № 3 (23).
  15. Малинковская А. В. Категориальная триада «стиль – творческий метод – индивидуально-типологический статус» как методологическая основа изучения искусства музыканта-исполнителя // Музыкальное искусство и образование. 2017. № 1.
  16. Малинковская А. В. О некоторых универсалиях педагогической мысли в области фортепианного исполнительства // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10. № 2.
  17. Малинковская А. В. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1995.
  18. Маряч А. Ю. К вопросу о специфике исполнения-интонирования фортепианной музыки венских классиков // Kant. 2021a. № 2 (39).
  19. Маряч А. Ю. Специфика исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2021b. Т. 26. № 191.
  20. Маряч А. Ю. Сравнительный анализ эволюции научно-педагогического знания в области воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2020. Т. 25. № 188.
  21. Маряч А. Ю., Сухова Л. Г. Музыкально-педагогические технологии воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования в контексте современной педагогики музыкального образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 2.
  22. Маряч А. Ю., Шипилкина Т. А. Содержательно-методический аспект формирования исполнительской компетентности будущего учителя музыки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 5.
  23. Маряч А. Ю., Шипилкина Т. А. Формирование профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2021. Т. 26. № 194.
  24. Медушевский В. В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: дисс. … д. иск. М., 1981.
  25. Мильштейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975.
  26. Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987.
  27. Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства: дисс. … д. иск. М., 2000.
  28. Михайлов М. К. Стиль в музыке: исследование. Л.: Музыка, 1981.
  29. Мухина В. С. Интонирование как феномен культуры: на пересечении внешних исторически складывающихся реалий // Развитие личности. 2017. № 3.
  30. Мухина В. С. Презентация монографии А. В. Тороповой «Homo musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии» // Развитие личности. 2009. № 1.
  31. Мухина В. С. Уникальный феномен интонирования, присущий человеку, и его воплощение в науках // Развитие личности. 2015. № 3.
  32. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2003.
  33. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. Изд-е 4-е. М.: Музыка, 1982.
  34. Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории. М.: Музыка, 1980.
  35. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга, 2018.
  36. Прасолов Е. Н. Художественно-творческое развитие музыканта-исполнителя: проблема преемственности. Тольятти: Композитор, 2009.
  37. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения: в 3-х т. / пер. с фр. М.: Гослитиздат, 1961. Т. 1.
  38. Торопова А. В. Интонирующая природа психики: музыкально-психологическая антропология: монография. М.: Изд-во Московского педагогического государственного университета, 2018.
  39. Торопова А. В. Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания: дисс. … д. психол. н. М., 2014.
  40. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство: учеб. пос. Изд-е 6-е. СПб.: Лань, 2021.
  41. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пос. для студентов вузов искусств и культуры. Изд-е 4-е. СПб.: Лань, 2014.
  42. Целковников Б. М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки: дисс. … д. пед. н. Краснодар, 1999.
  43. Шаймухаметова Л. Н. Семантические процессы в музыкальной теме: дисс. … д. иск. Ростов н/Д, 2000.
  44. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства / пер. П. С. Попов; ред. Е. Крылова. М.: Рипол-Классик, 2020.
  45. Шипилкина Т. А. Особенности организации музыкально-образовательного процесса для иностранных студентов из Китайской Народной Республики // Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации: мат. VI всерос. (нац.) науч. конф., посвящ. 81-й годовщине со дня образования Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета (г. Пенза, 17 декабря 2020 г.) / под общ. ред. О. П. Суриной. Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2020.
  46. Шипилкина Т. А. Проблема музыкального восприятия в теории и практике музыкального образования // Педагогический институт имени В. Г. Белинского: традиции и инновации: мат. VIII всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 83-летию Педагогического института имени В. Г. Белинского Пензенского государственного университета (г. Пенза, 16 декабря 2022 г.). Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2022.
  47. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: АСТ, 2020.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru