Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 2. С. 85-89.
РАЗДЕЛ:    Философские науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-2.21

ВОСПРИЯТИЕ ВИДИМОГО: СООТНОШЕНИЕ ОПТИЧЕСКОГО И ТАКТИЛЬНОГО В РАМКАХ ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Реутов Антон Сергеевич
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина


Дата поступления рукописи в редакцию: 10.01.2018
Аннотация. В статье обосновывается одна из актуальных проблем визуальных исследований - проблема соотношения визуального и тактильного. Для этого, ссылаясь на авторитетные мнения современных ученых, автор характеризует визуальную культуру как медиальную. В коммуникативном акте (даже в зрительном) большое значение имеет материальный объект, который присутствует в реальности. Тактильное и визуальное работают вместе в акте восприятия и не всегда легко различимы. На основе идей Гумбрехта об изменении методологии гуманитарных наук в работе объясняется процесс восприятия через "производство присутствия", соположение объекта и воспринимающего.
Ключевые слова и фразы: оптическое восприятие, тактильное восприятие, синестезия, визуальные исследования, коммуникация, феноменология, производство присутствия, optical perception, tactile perception, synesthesia, visual research, communication, phenomenology, production of presence
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 386 с.
  2. Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований // Логос. 2012. № 1 (85). С. 212-249.
  3. Вирилио П. Машина зрения. СПб.: Наука, 2000. 280 с.
  4. Гумбрехт Х. У. Производство присутствия. Чего не может передать значение. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 184 с.
  5. Делез Ж. Френсис Бэкон. Логика ощущения. СПб.: Machina, 2011. 204 с.
  6. Инишев И. Н. Пространственность образности // Топос: философско-культурологический журнал. 2011. № 1. С. 116-125.
  7. Маклюэн М. Интервью для Playboy [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcluhan.ru/articles/marshall-maklyuen-intervyu-dlya-playboy-ch-2/ (дата обращения: 09.12.2017).
  8. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука; Gallimard, 1999. 608 с.
  9. Пирогов С. В. Горизонты исследования визуального // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 4. С. 124-131.
  10. Савчук В. В. Феномен поворота в культуре XX века // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 1 (10). С. 93-108.
  11. Фуко М. Рождение клиники. М.: Академический проспект, 2010. 310 с.
  12. Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир. Вильнюс: ЕГУ, 2010. 534 с.
  13. Элкинс Дж. Шесть способов сделать визуальные исследования научной дисциплиной // Топос: философско-культурологический журнал. 2007. № 1 (15). С. 26-56.
  14. Mitchell W. J. T. Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago: University of Chicago Press, 1994. 462 р.
  15. Mitchell W. J. T. Showing Seeing: Critique of Visual Culture // The Visual Culture Reader. 2nd ed. L. - N. Y.: Routledge, 2001. P. 165-181.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru