Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2023. № 9. С. 3050-3056.
РАЗДЕЛ:    Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/phil20230477

Арлекинадный гротеск в романе Д. Г. Лоуренса «Мистер Нун»

Косарева Анна Александровна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина


Дата поступления рукописи в редакцию: 01.08.2023
Аннотация. Цель исследования – выявить особенности арлекинадного гротеска в романе Д. Г. Лоуренса «Мистер Нун». В статье кратко излагаются основные подходы к изучению данного произведения, анализируется система образов, раскрываются содержание понятия «арлекинадный гротеск» и причины обращения к нему Лоуренса. Выявляются аллюзии на известные английские пантомимы XVII и XIX вв. В результате выдвигается гипотеза о том, что писатель намеренно обратился к композиции и образности английской пантомимы с целью романтизировать и театрализовать повествование, усилив при этом его комическое звучание. Кроме того, устанавливается, что арлекинадный гротеск, элементом которого в «Мистере Нуне» является английская пантомима, призван выстроить диалог с литературными и театральными традициями прошлого и выступить в качестве инструмента авторской иронии и самоиронии. Научная новизна исследования заключается как в неизученности романа «Мистер Нун» в российском литературоведении (в силу того, что роман так и не был переведен на русский язык, никто из российских исследователей ещё не писал об этом произведении), так и в отсутствии исследований, посвящённых арлекинадному гротеску в творчестве Лоуренса. В данной статье впервые раскрывается влияние английской пантомимы на Лоуренса и её роль в формировании авторского гротеска, имеющего первостепенное значение в понимании авторского замысла.
Ключевые слова и фразы: Д. Г. Лоуренс, роман, арлекинадный гротеск, пантомима, театр, D. H. Lawrence, novel, harlequinade grotesque, pantomime, theatre
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Burden R. Radicalizing Lawrence: Critical Interventions in the Reading and Reception of D. H. Lawrence’s Narrative Fiction. Leiden: Brill, 2021.
  2. Fisher J. The Theatre of Yesterday and Tomorrow: Commedia Dell’Arte on the Modern Stage. Lewiston: The Edwin Mellen Press, 1992.
  3. Green M., Swan J. The Triumph of Pierrot: The Commedia Dell’Arte and the Modern Imagination. University Park: The Pennsylvania State University Press, 1993.
  4. Hoshi K. D. H. Lawrence and Pre-Einsteinian Modernist Relativity. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2019.
  5. Jackson D., Blanchard L. Mr. Noon’s Critical Reception 1984-1988 // The D. H. Lawrence Review. 1988. Vol. 20. Iss. 2.
  6. Leone M. Shapes of Openness: Bakhtin, Lawrence, Laughter. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2010.
  7. O’Brien J. Harlequin Britain: Pantomime and Entertainment, 1690-1760. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2004.
  8. Richards J. The Golden Age of Pantomime: Slapstick, Spectacle and Subversion in Victorian England. L.: Bloomsbury Publishing, 2014.
  9. Rudlin J.Commedia Dell’Arte: An Actor’s Handbook. L. – N. Y.: Routledge, 1994.
  10. Vasey L., Worthen J. Mr. Noon // The D. H. Lawrence Review. 1988. Vol. 20. Iss. 2.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru