Хоровая фактура в кантатно-ораториальном творчестве Рувима Пергамента
Красковская Татьяна Викторовна
Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова
Дата поступления рукописи в редакцию: 03.08.2024
Аннотация. Цель работы – привлечь внимание исполнителей и исследователей к богатому и малоизученному пласту хоровой музыки, созданной в Республике Карелия, в частности – к произведениям Рувима Самуиловича Пергамента (1906-1965), с чьим именем связаны первые опыты работы с хоровой фактурой в кантатно-ораториальном жанре. Методика анализа хоровой фактуры остается одной из спорных областей в современном музыкознании и значительно изменяется при изучении хоровой музыки ХХ века. Анализ хоровой фактуры в произведениях Пергамента проведен согласно актуальным методическим подходам, представленным в работах П. Левандо, Д. Храмова, Н. Васильевой, А. Рыжинского, Н. Телковой. Научная новизна работы заключается в том, что большинство кантатно-ораториальных сочинений композиторов Советской Карелии остаются практически неизвестными ни исполнителям, ни слушателям, ни исследователям, поскольку представляют собой автографы рукописей и фрагменты, хранящиеся в архиве рукописных нот Национальной библиотеки Республики Карелия. В результате исследования тембровой, тканевой и драматургической сторон жизни хоровой фактуры произведений композитора выявлены стилевые особенности и композиционные решения, которые демонстрируют не только приближенность к творчеству Н. Римского-Корсакова, а в отдельных сочинениях – даже параллели с почерком Р. Вагнера, но и высокую интенсивность эволюции творческого почерка Пергамента.
Ключевые слова и фразы: хоровая фактура, кантатно-ораториальное творчество, хоровая музыка Советской Карелии, Рувим Пергамент, choral texture, cantata-oratorio works, choral music of Soviet Karelia, Ruvim Pergament
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Васильева Н. Э. Хоровое творчество Альфреда Шнитке: проблема фактуры: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2000.
Воробьев И. С. Соцреалистический «большой стиль» в советской музыке (1930-1950-е годы). Исследование. СПб.: Композитор, 2013.
Красковская Т. В. Кантатно-ораториальное творчество композиторов Советской Карелии (1920-1980-е годы): автореф. дисс. … к. иск. Петрозаводск, 2016.
Красникова Т. Н. Фактура в музыке ХХ века: автореф. дисс. … д. иск. М., 2010.
Левандо П. П. Хоровая фактура. Л.: Музыка, 1984.
Рыжинский А. С. Хоровое творчество Арнольда Шенберга: автореф. дисс. … к. иск. М., 2008.
Семенюк В. О. Заметки о хоровой фактуре. М., 2000.
Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: художественные возможности. Структура. Функции. М.: Музыка, 1985.
Телкова Н. С. Хоровая додекафония Антона Веберна. М.: Музиздат, 2008.
Храмов Д. Ю. Хор в музыкальных драмах Рихарда Вагнера. М.: Композитор, 2008.