Значение и символика гонджонга – структурного элемента крыши традиционного дома Западной Суматры Рума Гаданг – в контексте семиотики
Марахина Анастасия Борисовна, Элпатса Ангга
Государственный университет Паданга
Дата поступления рукописи в редакцию: 29.04.2024
Аннотация. Цель данной статьи – раскрыть значение и символику структурного компонента крыши «гонджонг» в традиционном индонезийском доме Рума Гаданг, используя семиотический подход. Гонджонг, как структурный компонент крыши, формирует её выразительный изогнутый профиль и является наиболее узнаваемой чертой в архитектуре Западной Суматры. Этот элемент поддается множеству интерпретаций на различных уровнях восприятия и с разных точек зрения. Научная новизна исследования заключается в том, что это первая попытка изучения значения и символики гонджонга Рума Гаданга с применением семиотического подхода на русском языке. Освещение индонезийской архитектуры в российском научном сообществе может существенно расширить доступ к знаниям об архитектуре и культуре индонезийских народов для русскоязычной аудитории. Результаты исследования показали, что семиотический подход применим к архитектуре, в частности к архитектуре Индонезии, и гонджонг несет не только утилитарную функцию, как часть крыши, но и является средством коммуникации, обладающим определёнными значениями и символикой в архитектурной системе народности Минангкабау.
Ключевые слова и фразы: структурный компонент крыши «гонджонг», традиционный индонезийский дом «Рума Гаданг», архитектура Западной Суматры, народность Минангкабау, визуальная семиотика, structural component of the roof "gonjong", traditional Indonesian house "Rumah Gadang", architecture of West Sumatra, Minangkabau people, visual semiotics
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Эко У. Отсутствующая структура. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
Navis A. A. Alam Terkembang Jadi Guru: adat dan Kebudayaan Minangkabau. Jakarta: P. T. Pustaka Grafitipers, 1984 (Навис А. А. Природа стала учителем: обычаи и культура Минангкабау. Джакарта: P. T. Pustaka Grafitipers, 1984).
Desogus P. Ensiklopedia dalam semiotika Umberto Eco // Semiotica. Journal of the International Association for Semiotic Studies. 2012. № 192 (1/2). https://doi.org/10.1515/sem-2012-0068
Peirce C. S. Writings of Charles S. Peirce: A Chronological Edition. Bloomington: Indiana University Press. 1982-2010. Vol. 1-8.
Agusti Efi Marthala.Rumah Gadang: Kajian Filosofi Arsitek Minangkabau // Humaniora. Bandung, 2013 (Агусти Эфи Марта Ла. Рума Гаданг: исследование философии архитекторов Минангкабау // Гуманитарные науки. Бандунг, 2013).
Setiyowati E. Terbentuknya Arsitektur Vernakular Minangkabau // El-Harakah. 2010. № 12 (3) (Сетиовати Э. Формирование народной архитектуры Минангкабау // El-Harakah. 2010. № 12 (3)).
Asri S. Prinsip-prinsip pembinaan rumah adat minangkabau. Universiti Teknologi Malaysia, 2004 (Асри С. Принципы строительства традиционных домов минангкабау. Малазийский Технологический университет, 2004).
Waterson R. The Living House: An Anthropology of Architecture in South East Asia. Oxford: Oxford University Press. 1990.
Soeroto M. Pustaka budaya & arsitektur: Minangkabau. Myrtle Publishing, 2005 (Соерото М. Культура и архитектура: Минангкабау. Myrtle Publishing, 2005).