Идея синтеза искусств в творчестве неофициальных художников СССР 1960-1980-х гг.
Любимова Анастасия Игоревна
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Дата поступления рукописи в редакцию: 14.07.2024
Аннотация. Цель исследования – выявить основные формы воплощения идеи синтеза искусств в художественном дискурсе неофициального искусства СССР 1960-1980-х гг. В статье отмечаются общие закономерности и характерные особенности творческого метода московских и ленинградских неофициальных художников, переосмысляющих наследие прошлого. Особое внимание уделено изучению взаимосвязи неофициального искусства с традицией авангарда как одного из ярких примеров выражения идеи синтеза искусств. Научная новизна состоит в том, что предлагается новое осмысление форм интерпретации идеи синтеза искусств в творчестве неофициальных художников с точки зрения воплощения синтеза внутри картины и создания разнообразных пространственных объектов и перформативных практик. В результате доказывается, что воплощение идеи синтеза искусств в творчестве неофициальных художников 1960-1980-х гг. продолжает линию преемственности с наследием авангарда, связанную с сохранением единства живописи, музыки и театра, что способствует развитию новых художественных систем.
Ключевые слова и фразы: неофициальное искусство, ленинградский андеграунд, московский концептуализм, авангард, идея синтеза искусств, художественные концепции, unofficial art, Leningrad underground, Moscow conceptualism, avant-garde, idea of the synthesis of arts, artistic concepts
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Азизян И. А. Диалог искусств XX века: очерки взаимодействия искусств в культуре. М.: URSS, 2008.
Андреева Е. Ю. Все и Ничто: символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. СПб.: Изд‑во Ивана Лимбаха, 2019.
Бобринская Е. А. Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. М.: Арт‑медиа, 2013.
Гройс Б. Е. Частные случаи. М.: Ад Маргинем Пресс, 2020.
Ершов Г. Ю. Нонконформизм и русский авангард. Проблемы соотнесения // Мифы и теории в искусстве России 1970-2012‑х гг.: научно-художественный проект. СПб.: Арт-центр «Пушкинская-10», Музей нонконформистского искусства, 2013.
Кантор-Казовская Л. Гробман = Grobman. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
Неофициальное искусство в СССР, 1950-1980‑е годы: сб. по материалам конф. 2012 г. / Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств; ред.‑сост. А. К. Флорковская. М.: БуксМАрт, 2014.
Никифорова А. С. Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX-XX веков: монография. М.: Проспект, 2023.
Шехтер Т. Е. Искусство как пространство смыслов: избранные работы по теории и истории искусства. СПб.: Изд‑во СПбГУП, 2014.
Я буду расписывать райские чертоги. Татьяна Николаевна Глебова, 1900-1985: выставка произведений: каталог, статьи, воспоминания / авт. вступ. ст., сост. Л. Н. Вострецова. СПб.: Музеум, 1995.
Якимович А. К. На пороге двадцатого века. Беседы о проблемах искусства и культуры. М.: БуксМАрт, 2018.