Дискурс декаданса в «Истории византийского искусства...» (1876) Никодима Кондакова
Рыков Анатолий Владимирович
Санкт-Петербургский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 16.07.2024
Аннотация. Целью настоящей работы является новая оценка теоретического измерения книги крупнейшего отечественного искусствоведа Никодима Павловича Кондакова (1844-1925) «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей» (1876) в контексте рассмотрения культурологической и социальной проблемы декаданса. В статье дается новая интерпретация известного сочинения Н. П. Кондакова. Научная новизна исследования: терминологический аппарат книги (и прежде всего такие понятия, как «натурализм», «реализм» и «идеализм») впервые рассматривается в связи с проблематикой биологического и декадентского дискурсов. Особое внимание уделяется социальным и культурным аспектам циклической теории упадка, изложенной в книге Никодима Кондакова. В результате эта концепция деградации культуры увязывается с отдельными элементами представлений о социальном упадке, формировавшихся в культуре XIX столетия. Компоненты эстетики декаданса и биологического дискурса изучаются в том числе и сквозь призму русской реалистической эстетики. В статье используются методологические комплексы, позволяющие пролить новый свет на особенности функционирования культурной традиции в Российской империи второй половины ХIХ века главным образом в аспектах, касающихся влияния культуры на развитие гуманитарных наук. Акцент сделан на поиске тех культурных и интеллектуальных источников научной деятельности Никодима Кондакова, которые оказались наиболее важными в плане формирования его новаторских теоретических и методологических концепций.
Ключевые слова и фразы: Никодим Кондаков, теория искусства, декаданс, история византийского искусства, биологический дискурс, Nikodim Kondakov, theory of art, decadence, history of Byzantine art, biological discourse
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Анкерсмит Ф. История и тропология: взлет и падение метафоры / пер. М. Кукарцевой, Е. Коломоец, В. Кашаева. М.: Канон, 2009.
Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. ХIХ век. М.: Искусство, 1986.
Гилберт К. Э., Кун Г. История эстетики / пер. В. В. Кузнецова, И. С. Тихомировой. СПб.: Алетейя, 2000.
Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб.: Издательство Императорской академии наук, 1904.
Кондаков Н. П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. М.: Ленанд, 2016.
Кызласова И. Л. Академик Никодим Павлович Кондаков. Поиски и свершения. СПб.: Алетейя, 2018.
Лазарев В. Н. Никодим Павлович Кондаков // Лазарев В. Н. Византийская живопись. М.: Наука, 1971.
Рыков А. В. «Бьюти-пространство» Боттичелли, поп-арт и гностики (к вопросу о становлении классического искусства) // Studia Culturae. 2023. Вып. 4 (58).
Уайт X. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века / пер. с англ. под ред. Е. Г. Трубиной, В. В. Харитонова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002.
Фуко М. Археология знания / пер. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой. СПб.: Университетская книга, 2004.
Шапиро М. Стиль / пер. А. Л. Расторгуева // Советское искусствознание. 1988. № 24.
Шмит Ф. Византиноведение на службе самодержавия: Н. П. Кондаков (1933) // Искусствознание. 2010. № 3-4.
Călinescu M. Five Faces of Modernity: Modernism, Avant-Garde, Decadence, Kitsch, Postmodernism. Durham: Duke University Press, 1987.
Foletti I. From Byzantium to Holy Russia. Nikodim Kondakov (1844-1925) and the Invention of the Icon. Rome: Viella, 2017.
Rykov A. Censorship and Global Art Theory // Censored? Conflicted Concepts of Cultural Heritage / ed. by A. D. Kahveci, M. Hajdu, W. Hoehne. Weimar: Bauhaus Universitaetsverlag, 2023.
Wickhoff F. Roman Art: Some of Its Principles and Their Application to Early Christian Painting / transl. by A. Strong. L.: William Heinemann, 1900.