«Эстетический экзистенциализм» М. К. Мамардашвили: история как аутентичная форма существования
Петрык Янина Юрьевна
Кубанский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 09.06.2024
Аннотация. Цель исследования – реконструировать понятие истории в философском творчестве М. К. Мамардашвили как аутентичную форму человеческого существования. Автор статьи акцентуирует внимание на том, что важнейшим концептом философствования мыслителя является «эстетический экзистенциализм», который субстанционален и позволяет раскрыть и тематизировать все линии философской рефлексии М. К. Мамардашвили. Осознавая поливариативность трактовок истории, её деятельный, процессуальный характер, мыслитель подчеркивает изначальную амбивалентность исторического: возможность мировой истории в глобальном смысле и сопряженной с ней «личной истории», не в биографическом, а именно в экзистенциальном ключе. Научная новизна исследования заключается в реконструкции взглядов М. К. Мамардашвили на вопросы истории через призму «эстетического экзистенциализма» мыслителя; обоснование значимости осмысления исторического процесса как аутентичной формы человеческого самоосуществления. В результате исследования доказано, что содержательно подход к понятию истории у М. К. Мамардашвили – респонзивен (являет собой призыв). В «эстетическом экзистенциализме» философа эксплицитно и имплицитно присутствуют обращение к необходимости «правильного наименования событий истории» и потребность в «осмыслении исторической событийности» как кристаллизации аутентичного смысла истории и экзистенции.
Ключевые слова и фразы: история как аутентичная форма, понятие истории в философском творчестве М. К. Мамардашвили, эстетический экзистенциализм М. К. Мамардашвили, история как «самоосуществление», history as an authentic form, notion of history in philosophical works by M. K. Mamardashvili, aesthetic existentialism of M. K. Mamardashvili, history as “self-realization”
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Барышников В. П. Аксиология личностного бытия: монография. М.: Логос, 2005.
Беккер О., Гайгер М., Дюфрен М., Ришир М. Феноменология и эстетика. М.: Группа компаний «РИПОЛ классик» / «Панглосс», 2019.
Воеводин А. П. Эстетическая антропология: монография. Луганск: РИО-ГУВД им. Э. А. Дидоренко, 2010.
Грякалов А. А. Контекст глобализации и философия события // Глобализация: pro et contra: материалы международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». СПб.: Астерион, 2006.
Камю А. Собрание сочинения: в 5-ти т. М.: Фолио, 1998. Т. 2.
Мамардашвили М. К. Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно // Театр. 1989. № 3.
Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте: психологическая топология пути. М.: AD MARGINEM, 1995.
Мамардашвили М. К. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Лабиринт, 1996.
Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. СПб.: Изд. Русского Христианского гуманитарного института; Журнал «Нева», 1997.
Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация. СПб.: Азбука, 2011.
Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000.
Мотрошилова Н. В. М. Мамардашвили. Философские размышления и личностный опыт. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007.
Подорога В. А. Начало в пространстве мысли: М. Мамардашвили и М. Пруст // Конгениальность мысли: о философе Мерабе Мамардашвили / ред.-сост. В. А. Кругликов. М.: Прогресс, 1999.
Подорога В. А. Проект и опыт (Г. Щедровицкий и М. Мамардашвили: сравнительный анализ стилей мышления) // Познающее мышление и социальное действие / сост.: Н. И. Кузнецова. М.: Ф.А.С. – медиа, 2008.
Рансьер Ж. Разделяя чувственное / пер. с франц. В. Лапицкого, А. Шестакова. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2007.
Сенокосов Ю. П. Мераб Мамардашвили: вехи творчества // Вопросы философии. 2000. № 12.
Смирнов С. А. Мераб Мамардашвили: топология мысли. СПб.: Алетейя, 2022.