Эпизод взвешивания душ на Страшном суде в западноевропейском средневековом искусстве
Шкурат Петр Александрович, Орлов Игорь Иванович
Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)
Липецкий государственный технический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 18.05.2024
Аннотация. Цель исследования – выявить ключевые моменты в эволюции эпизода взвешивания душ на Страшном суде в западноевропейском средневековом искусстве. В статье рассматриваются художественные произведения на данную тематику в раннем Средневековье, в романском и готическом стилях, а также в творчестве художников Северного и Южного Возрождения. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проводится классификация разных видов изображений эпизода взвешивания душ. В результате сделаны выводы об основных этапах эволюции данного эпизода в западноевропейском искусстве, об изменениях в его восприятии на протяжении Средних веков.
Ключевые слова и фразы: иконография Страшного суда, романский стиль, готический стиль, эпоха Возрождения, взвешивание душ, iconography of the Last Judgment, Romanesque style, Gothic style, Renaissance, episode of weighing souls
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Афиногенова О. Н. Культ архангела Михаила в Византийской империи: специальность 07.00.03 «Всеобщая история (соответствующего периода)»: автореферат д. … к. и. н. М., 2008.
Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М.: Искусство, 1989.
Добиаш-Рождественская О. А. Культ св. Михаила в латинском средневековье. V-XIII в. Петроград: Экон. типо-лит., 1917.
Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980-1420 годов / пер. с фр. М. Ю. Рожновой, О. Е. Ивановой; коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Ладомир, 2002.
Забродина Е. А. Визуальные проявления гнева, страха и некоторых других трагических эмоций в алтарной живописи Нидерландов и Германии XV - начала XVI вв. // Артикульт. 2020. № 3 (39).
Лаврентьева Е. В. Мозаики собора Санта Мария Ассунта в Торчелло в контексте искусства византийского мира рубежа XI-XII вв. Иконография и стиль: д. … к. иск., 2014.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / пер с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева; послесл. А. Я. Гуревича. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
Лукичева К. Л. Проблема визуализации смысла сакральных текстов в романском искусстве (на примере рельефов храма Сен Трофим в Арле) // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2008. № 10.
Пильгун А. В. Адская пасть в латинских визионерских текстах и средневековых рукописных миниатюрах // Люди и тексты. Исторический альманах. 2022. № 15.
Темкин В. А. Мотив наказания грешников в изобразительном искусстве романского стиля // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023a. № 3 (871).
Темкин В. А. Мотив наказания грешников в культуре и искусстве французской готики // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023b. № 7 (875).
Темкин В. А. Основные тенденции в трактовке образа Спасителя в романской скульптуре Франции // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 3 (792).
Brandon S. G. F. The Weighing of the Soul // Myths and symbols. Studies in honor of Mircea Eliade / edited by J. M. Kitagawa and Ch. H. Long. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1969.
Christe Y. Jugements derniers. Saint-Leger-Vauban, Zodiaque, 1999.
Mâle E. L’art religieux du XII siècle en France: étude sur les origines de l'iconographie du moyen âge. Paris: Armand Colin, 1922.