Музыкальное искусство России начала ХХ века: Эволюция
Демченко Александр Иванович
Международный Центр комплексных художественных исследований; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 23.03.2024
Аннотация. Данное эссе посвящено изучению процесса развития музыкального искусства России в переходный период (1890-1920-е годы). Подробно раскрыто содержание каждого этапа (десятилетия) с учетом истолкования, смыслового наполнения и стилевого выражения рассматриваемой проблематики. В частности, на первом этапе (1890-е годы) прослеживается движение к новым горизонтам, преодолевается инерция устоявшихся этико-эстетических принципов XIX столетия. Ключевые идеи второго этапа (1900-е годы) – выдвижение героико-лирической концепции и назревший исход Классической эпохи. Третий этап (1910-е годы) был ознаменован коренными и необратимыми сдвигами во всей структуре отечественного музыкального искусства, что означало, в сущности, рождение Модерна. В рамках заключительного, четвёртого этапа (1920-е годы) характерные для музыкального искусства 1910-х годов особенности и свойства были доведены до мыслимого предела, зачастую получая гиперболизированное выражение; тем не менее последующее развитие устремлялось к постепенной стабилизации, уравновешиванию, отказу от излишеств и чрезмерностей, таким образом, намечалось движение к оптимальному жизненному ритму. В итоге начинали формироваться принципы следующего исторического периода.
Ключевые слова и фразы: музыкальное искусство России начала ХХ века, рождение Модерна, исход Классической эпохи, оппозиция «старый мир – новый мир», эволюция в музыкально-художественном процессе, Russian musical art of the early 20th century, birth of the Modern, end of the Classical era, opposition “the old world – the new world”, evolution in the musical and artistic process
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
А. Н. Скрябин: к столетию со дня рождения. 1872-1972 / сост. С. Э. Павчинский. М.: Сов. композитор, 1973.
Горелов А. Гроза над соловьиным садом. Л.: Сов. писатель, 1973.
Дернова В. Гармония Скрябина. Л.: Музыка, 1968.
Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973.
М. П. Мусоргский и музыка XX века / ред.-сост.: Г. Л. Головинский. М.: Музыка, 1990.
Раабен Л. Камерно-инструментальная музыка первой половины XX века. Л.: Сов. композитор, 1986.
Рубцова В. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музыка, 1989.
Сергей Прокофьев. 1891-1991. Дневник. Письма. Беседы. Воспоминания / сост.: М. Тараканов. М.: Сов. композитор, 1991.
Стравинский – публицист и собеседник / сост.: В. М. Варунц. М.: Сов. композитор, 1988.