Искусство bel canto и его проекции в вокальных партиях опер Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Царская невеста»
Нилова Вера Ивановна, Попова Наталия Александровна
Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова
Дата поступления рукописи в редакцию: 01.02.2024
Аннотация. В статье исследуется причастность оперного творчества Н. А. Римского-Корсакова к феномену италомании в России во второй половине XIX века. Материалом для исследования избраны вокальные партии Снегурочки и Марфы из опер «Снегурочка» и «Царская невеста». Целью работы является выявление в этих партиях признаков оперного bel canto. Для достижения поставленной цели в работе используются труд Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни» и научные исследования, посвящённые искусству bel canto и русско-итальянским музыкальным связям. Новизна работы заключается в том, что исследование оперных партий названных персонажей осуществляется с привлечением приёмов оперного пения bel canto – пения, получившего своё вершинное воплощение в итальянском оперном искусстве XVIII – первой половины XIX века. В результате исследования делается вывод о том, что в партии Марфы внешняя «декоративность» элементов bel canto трансформировалась в компонент психологизации образа Марфы в ситуации поворота к «итальянскому стилю».
Ключевые слова и фразы: культурные связи России и Италии, колоратура, оперное bel canto, психологизация художественного образа, оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова, вокальная партия Снегурочки, вокальная партия Марфы, cultural connections between Russia and Italy, coloratura, bel canto in opera, psychologization of artistic image, N. A. Rimsky-Korsakov's opera works, vocal part of Snegurochka, vocal part of Marfa
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Барбье П. История кастратов / пер. с фр. Е. Рабинович. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006.
Лобанкова Е. В. Национальные мифы в русской музыкальной культуре от Глинки до Скрябина: Историко-социологические очерки. СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова; Издательский дом «Галина скрипсит», 2014.
Любимов Дмитрий. Лючия и Марфа: безумные невесты в оперном театре XIX века // Opera musicologica. 2022. Vol. 14. №. 3. Р.
Рахманова М. Всё забудется, время кончится… // Третьяковская галерея. 2021. № 3 (72). https://www.tg-m.ru/articles/3-2021-72/vse-zabudetsya-vremya-konchitsya
Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Согласие, 2004.
Ручьевская Е. А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова: стиль, драматургия, слово и музыка. СПб: Композитор, 2002.
Симонова Э. Р. Искусство арии в итальянском оперном барокко (от ренессансной канцонетты к арии da capo: дисс. … к. иск. М., 1997.
Симонова Э. Р. Историческое содержание термина bel canto // Musiqi dünyası. 2013. № 2 (55). Article № 5. http://www.musigi-dunya.az/article/55/55_4.html.
Фролова-Уокер М. Римский-Корсаков «русская музыка» и «так называемая общая музыка» // Год за годом. Римский-Корсаков — 175: материалы международной научной конференции / научный редактор, составитель: Л. О. Адар; Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства». СПб., 2019.
Хоффманн А. Е. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское искусств и вокальная педагогика: дисс.. к. иск. Казань, 2008.