Музыкальное искусство России начала ХХ века: Антитезы
Демченко Александр Иванович
Международный Центр комплексных художественных исследований; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 28.11.2023
Аннотация. В данном эссе рассматриваются особенности перехода от Классической эпохи к Модерну (рубеж и начало XX века, 1890-1920-е годы) в музыкальном искусстве России. Отмечается, что для данного периода ключевое движущее противоречие воплотилось в оппозиции «старый мир – новый мир», базируясь на диалоге уходящей и восходящей эпох. В работе даётся краткая характеристика тенденций, свойственных музыкальному искусству России Классической эпохи, её завещающей фазе, получившей различное выражение (что отразилось в таких антитезах, как «деградация, вырождение – великое окаменение», «золотой закат – черные сумерки»). Особое внимание уделяется явлениям зарождающейся эпохи – Модерна. В результате автор заключает, что превалирующей тенденцией в становлении нового мира, помимо удержания и последовательного развития устоявшихся норм, оказалось кардинальное обновление всей системы жизнеотношения, включая художественно-эстетическую сферу: в части музыкальной технологии выдвигались такие качества, как жёсткость, противоречивость; в рамках смысловых аспектов проявились полнота сил и повышенная жизненная активность, а также оптимистическая настроенность, что связывалось в дальнейшем с развёртыванием героической образности и разработкой революционной героики.
Ключевые слова и фразы: музыкальное искусство России начала XX века, антитезы в музыкальном искусстве XX века, оппозиция «старый мир – новый мир», исход Классической эпохи, Модерн, Russian musical art of the early 20th century, antitheses in the musical art of the XX century, opposition “the old world – the new world”, end of the Classical era, Modern
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Альшванг А. Избранные сочинения: в 2-х т. М.: Музыка, 1964. Т. I.
Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977.
Асафьев Б. О балете. Л.: Музыка, 1974.
Геодакян Г. Комитас. Ереван: Изд-во Академии наук Армянской ССР, 1969.
Долинская Е. Стиль инструментальных сочинений Мясковского и современность. М.: Музыка, 1985.
Музыка XX века. Очерки: в 2-х ч. М.: Музыка, 1984. Ч. II. Кн. 4.
Мясковский Н. Собрание материалов: в 2-х т. М.: Музыка, 1964. Т. 2.
Прокофьев С. Автобиография. М.: Сов. композитор, 1982.
Стравинский – публицист и собеседник / сост.: В. М. Варунц. М.: Сов. композитор, 1988.
Эренбург И. Собрание сочинений: в 9-ти т. М.: Художественная литература, 1966. Т. 8.