Кросскультурные интерпретации философии Янаги Соэцу
Ахмыловская Лариса Алексеевна
Дальневосточный государственный институт искусств
Дата поступления рукописи в редакцию: 02.09.2023
Аннотация. Цель исследования – пролить свет на кросскультурные интерпретации мингей, философии, разработанной в 1920-х гг. японским коллекционером, историком искусств Янаги Соэцу. Данная концепция видит эстетическую ценность в утилитарных предметах и их особую гармонию, движение мингей ставит акцент на анонимное, ручное производство функциональных предметов в большом количестве. В работе комментируются фрагменты каталога выставки «Мингей: красота повседневных вещей» и приводятся примеры включения предметов мингей в кросскультурный процесс. Научная новизна исследования заключается в выявлении противоречивых точек зрения исследователей движения мингей на отношения между мингей ундо (движением народных ремёсел) и британским движением искусств и ремёсел. В результате материалы статьи позволили автору рассмотреть деятельность Янаги Соэцу в условиях кросскультурного взаимодействия и взаимовлияния японского и европейского движений народного искусства в конце XIX – начале XX вв.
Ключевые слова и фразы: Янаги Соэцу, японская философия мингей, красота повседневных вещей, изучение и популяризация народных ремёсел, движение искусств и ремёсел, Yanagi Soetsu, Japanese philosophy of mingei, beauty of everyday things, study and popularisation of folk crafts, Arts and Crafts movement
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Brandt E. K. Kingdom of Beauty: Mingei and the Politics of Folk Art in Imperial Japan. Durham – L.: Duke UP, 2007.
Dresser Ch. Japan: Its Architecture, Art, and Art Manufactures. L.: Longmans; Green, 1882.
Hamada Tomoo.Into the Present: The Ceramic Art of Tomoo Hamada, Including Works by Shoji and Shinsaku Hamada. Boston: Pucker Gallery, 2015.
Inaga Shigemi. Reconsidering the Mingei Undô as a Colonial Discourse: The Politics of Visualizing Asian “Folk Craft” // Asiatische Studien: Zeitschrift der Schweizerischen Asiengesellschaft. 1999. Bd. 53. Hf. 2.
Jackson A. Imagining Japan: The Victorian Perception and Acquisition of Japanese Culture // Journal of Design History. 1992. Vol. 5. Iss. 4.
Kikuchi Yuko. Japanese Modernization and Mingei Theory: Cultural Nationalism and Oriental Orientalism. L. – N. Y.: Routledge Curzon, 2004.
Kikuchi Yuko. The Myth of Yanagi’s Originality: The Formation of ‘Mingei’ Theory in Its Social and Historical Context // Journal of Design History. 1994. Vol. 7. No. 4.
Leach B., Yanagi Soetsu. The Unknown Craftsman: A Japanese Insight into Beauty. Tokyo: Kodansha International, 2013.
Moeran B. Bernard Leach and the Japanese Folk Craft Movement: The Formative Years // Journal of Design History. 1989. Vol. 2. No. 2/3.
Moeran B. Folk Craft Potters of Onta, Japan. 2nd ed. L.: Routledge Curzon, 1997.
Nakanishi W. J. The Anxiety of Influence: Ambivalent Relations between Japan’s ‘Mingei’ and Britain’s ‘Arts and Crafts’ Movements // Electronic Journal of Japanese Studies. 2008. Discussion Paper 8.
Ruskin J. The Seven Lamps of Architecture. L.: Smith, Elder & Co., 1849.
Ruskin J. The Stones of Venice. N. Y.: Da Capo Press, 2003.
Sang Seung Yeon. Japanese Folk Art in the United States: Yanagi Muneyoshi and Harvard. 2018. https://harvardartmuseums.org/article/japanese-folk-art-in-the-united-states-yanagi-muneyoshi-and-harvard
Sastre de la Vega D. La idea de belleza según Yanagi Sōetsu / The Idea of Beauty according to Yanagi Sōetsu // Nuevas perspectivas de investigación sobre Asia Pacífico. Madrid: Universidad Autónoma de Madrid, 2008.
Yakishime. Earth Metamorphosis. Japan Foundation Traveling Exhibition. Tokyo: Japan Foundation, 2016.
Yanagi Soetsu. Selected Essays on Japanese Folk Crafts. Tokyo: Japan Publishing Industry Foundation for Culture, 2017.
Yanagi Soetsu. The Beauty of Everyday Things. L.: Penguin Classics, 2019.
Yanagi Soetsu. The Unknown Craftsman: A Japanese Insight into Beauty. Tokyo – N. Y.: Kodansha International, 1989.