Утопия и патернализм в аграрной России: традиции и современность. Часть II: 30-е гг. XX в. – настоящее время
Козлов Сергей Алексеевич
Дата поступления рукописи в редакцию: 16.08.2023
Аннотация. Данная статья является второй частью публикации: Козлов С. А. Утопия и патернализм в аграрной России: традиции и современность. Часть I: конец XVII в. – 30-е гг. XX в. // Манускрипт. 2023. Т. 16. Вып. 3. В первой части был представлен подробный анализ взаимосвязи явлений утопии и патернализма в истории аграрной России конца XVII – первой трети XX в. В данной статье, продолжая раскрытие темы исследования, автор обратит внимание на особенности эволюции утопических и патерналистских тенденций в советский и постсоветский периоды, а также обозначит возможные направления реализации потенциала патернализма и утопии в рамках современной отечественной модернизации. В результате заключается, что в контексте социокультурной ситуации в современной России патернализм и понимание верховной власти как главного гаранта безопасности и дальнейшего развития страны сохранились, а утопия как играющий важную роль феномен социокультурной и духовной жизни народа практически исчезла. Продуктивное возрождение утопических и патерналистических тенденций в развитии страны возможно при условии их живого сопричастия к вечным идеалам добра, красоты и социальной гармонии.
Ключевые слова и фразы: взаимосвязь утопии и патернализма, советская утопия, современная отечественная модернизация, продуктивное возрождение патернализма, место утопии в российской духовной культуре, relationship between utopia and paternalism, Soviet utopia, current modernisation in Russia, productive revival of paternalism, place of utopia in Russian spiritual culture
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Арсис: сб. ст. и мат. в честь Вячеслава Вячеславовича Медушевского / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, кафедра теории музыки; ред.-сост.: А. А. Амрахова. М.: Московская консерватория, 2021.
Боханов А. Н. Самодержавие. Идея царской власти. М.: Русское слово, 2002.
Булычёва Е. И. Языческие мотивы в творчестве скульптора А. И. Рукавишникова // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 1 (15).
Бурдельная А. В. Музыка в советском кинематографе первой половины XX столетия // Человек. Культура. Образование. 2013. № 2 (8).
Визгин В. П. От пирамид к сельве: западная мысль в поисках идентичности. М. – СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020.
Виноградский В. Г. «Деревня» и «сельский мир»: сходство и несовпадение // Пути России. Границы политики: сб. ст. XXV междунар. симпозиума / под общ. ред. М. Г. Пугачёвой. М., 2019.
Гордон А. В. Архетипы российской власти // Куда идёт Россия?.: власть, общество, личность: междунар. симпозиум (г. Москва, 17-18 января 2000 г.). М., 2000. Вып. VII.
Гудимова С. А. Поэзия рождена мифом // Культурология. 2018. № 4 (87).
Двинина-Мирошниченко Н. Е. Православная духовная музыка и её иконозначимость в контексте культуры современной России. М.: АЛЬПЕН-ПРИНТ, 2022.
Демченко А. И. Модерн III (вторая половина ХХ века) – магистрали художественного творчества // Манускрипт. 2021a. Т. 14. Вып. 3.
Демченко А. И. Музыкальное искусство России начала ХХ века: полюсы // Манускрипт. 2021b. Т. 14. Вып. 10.
Демченко А. И. «Это было раненое сердце..»: к 200-летию со дня рождения Н. А. Некрасова. Очерк второй // 2021c. Т. 14. Вып. 12.
Долгих А. Ю. Утопия и Антиутопия. Пути развития русской научной фантастики в ХХ в. Вятка: Радуга-ПРЕСС, 2018.
Каспаров Ю. С. «..И – я композитор!». М.: Музиздат, 2014.
Каспэ И. В союзе с утопией. Смысловые рубежи позднесоветской культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2018.
Кекова С. В. Метаморфозы христианского кода в поэзии Н. Заболоцкого и А. Тарковского. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2016.
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Мы стоим перед лицом жёстких цивилизационных изменений в современном мире // Журнал Московской Патриархии. 2019. № 3 (928).
Козлов С. А. Утопия и патернализм в аграрной России: традиции и современность. Часть I: конец XVII в. – 30-е гг. XX в. // Манускрипт. 2023. Т. 16. Вып. 3.
Королевская Н. В. Слово и музыка: онтологические основы смыслообразования: дисс.. д. иск. Саратов, 2022.
Линник Ю. В. Полимусейон (концепция – структура – перспектива) // Эко-потенциал. 2018. № 2 (22).
Луговая Е. К. Синтез искусств как эстетическая утопия революции // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 4 (51).
Михайлова А. А., Бутенко А. Н. Учёный, педагог, президент АКИР // Камертон. 2018. № 106.
Ремезова И. И. Милосердие как социокультурный феномен // Культурология. 2018. № 4 (87).
Свиридов Г. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2002.
Стрельцова Е. И. Театральная утопия Павла Гайдебурова // Театр. Живопись. Кино. Музыка: ежеквартальный альманах. 2009. № 4.
Феномен утопии в общественном сознании и культуре: сб. науч. тр. / ИНИОН РАН; ред.-сост.: С. А. Гудимова. М.: ИНИОН РАН, 2021.
Хренов Н. А. Субкультурные картины мира в российской цивилизации. М.: Юрайт, 2020.
Хренов Н. А. Утопический комплекс русского искусства первой половины ХХ в.: от авангарда к византийской традиции // Верхневолжский филологический вестник. 2015. № 1.
Чаликова В. А. Утопия и свобода: эссе разных лет. М.: Весть, 1994.
Чаликова В. Идеологии не нужны идеалисты // Завтра: фантастический альманах. 1991. Вып. 2.
Широкалова Г. С. Идеалы поколения «дедов». Насколько они близки современным студентам? // XV Плехановские чтения. Советский Союз в геополитических условиях 1927-1941 гг.: проблемы, цели и результаты в области внутреннего и внешнеполитического курсов строительства государства: мат. к междунар. конф. (г. Санкт-Петербург, 23-25 сентября 2022 г.) / под ред. Т. И. Филимоновой. СПб., 2022.
Щедрин Р. К. Автобиографические записи. М.: АСТ, 2008.
Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.