Музыкальное искусство России начала ХХ века: Expansio
Демченко Александр Иванович
Центр комплексных художественных исследований; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 18.08.2023
Аннотация. Данное эссе посвящено рассмотрению такого явления, как комплекс агрессивности, в истории музыкального искусства России начала XX века. Автор акцентирует внимание на особенностях становления и развития рассматриваемого явления на примере произведений И. Стравинского, С. Прокофьева. В частности, подробно проанализированы проявления агрессивности в балете И. Стравинского «Весна священная» (1913). Кроме того, внимание уделяется музыкальному гротеску, вступавшему в определённых проявлениях в соприкосновение с комплексом агрессивности, в произведениях российских композиторов начала XX века. В итоге автор приходит к выводу о том, что важно отметить саму по себе настроенность начала XX столетия, его склонность к подобным проявлениям, что выливалось порою в прорывы открытого экстремизма: одна из миссий этого века состояла в том, чтобы открыть шлюз потоку агрессивности, негативизма, жёсткости и отчуждения. Поэтому рефлексировать приходится не столько по поводу искусства, сколько по поводу самой действительности, выдвинувшей подобные явления, отразившиеся в зеркале художественного творчества.
Ключевые слова и фразы: музыкальное искусство России начала XX века, комплекс агрессивности, экспансивность, музыкальный гротеск, балет «Весна священная» И. Стравинского, Russian musical art of the early XX century, aggressiveness complex, expansiveness, musical grotesque, ballet “The Rite of Spring” by I. Stravinsky
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977.
Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. М.: Музыка, 1967.
Гюго В. Собрание сочинений: в 15-ти т. М.: Госиздат художественной литературы, 1956. Т. 14.
Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1973.
Пушкин А. Полное собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. Т. 7.
Современные проблемы советской музыки. Л.: Сов. композитор, 1983.
Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (послесловие В. В. Ерофеева) // Вопросы философии. 1990. № 7.