С. В. Рахманинов и Ф. И. Шаляпин: вокальная фразировка
Вартанов Сергей Яковлевич
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 11.08.2023
Аннотация. Статья посвящена анализу идеалов вокальной фразировки С. В. Рахманинова в аспекте сотрудничества композитора с Ф. И. Шаляпиным. Цель исследования – прояснить суть концепции – картины целого музыкального сочинения, помогающей исполнителю найти ключ к фразировке, на примере Элегии ор. 3 № 1 es-moll С. В. Рахманинова. Научная новизна исследования обусловлена раскрытием концепции Элегии ор. 3 № 1 es-moll С. В. Рахманинова с точки зрения искусства фразировки. В результате автор приходит к заключению, что Элегия перерастает за рамки камерной фортепианной миниатюры и достигает эмоционального накала масштаба симфонического полотна.
Ключевые слова и фразы: С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, искусство фразировки, вокальные идеалы фразировки Рахманинова, Элегия ор. 3 № 1 es-moll, S. V. Rachmaninoff, F. I. Chaliapin, art of phrasing, Rachmaninoff’s vocal ideals of phrasing, Elégie Op. 3 No. 1 es-moll
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. М., 1966.
Буховцев А. Н. Чем пленяет нас А. Г. Рубинштейн. М., 1889.
Глебов И. <Асафьев Б.> Антон Григорьевич Рубинштейн. М., 1929.
Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М., 1997.
Рахманинов С. Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры // Рахманинов С. Литературное наследие: в 3-х т. М., 1980a. Т. 3.
Рахманинов С. Репертуар Рубинштейна // Рахманинов С. Литературное наследие: в 3-х т. М., 1980b. Т. 1.
Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. М., 1965.
Шагинян М. Воспоминания о С. В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: в 2-х т. Изд-е 4-е, доп. М.: Музыка, 1974. Т. II.