«Колокола» С. В. Рахманинова: поэма “The Bells” Э. А. По в переводе К. Д. Бальмонта как источник рождения индивидуальной музыкальной формы. Часть II: особенности структуры
Свистуненко Татьяна Анатольевна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 05.08.2023
Аннотация. Данная работа представляет собой вторую часть публикации: Свистуненко Т. А. «Колокола» С. В. Рахманинова: поэма «The Bells» Э. А. По в переводе К. Д. Бальмонта как источник рождения индивидуальной музыкальной формы. Часть I: предпосылки и история создания // Манускрипт. 2023. Т. 16. Вып. 2. В первой части было представлено описание творчества Э. А. По и его эстетических воззрений; охарактеризована общая композиция перевода поэмы «Колокола» (“The Bells”) Э. А. По К. Д. Бальмонтом и представлены история создания поэмы «Колокола» С. В. Рахманинова и восприятие публикой данного произведения. В данной статье автором проводится подробный анализ каждой из четырёх частей поэмы С. В. Рахманинова «Колокола», что позволяет выявить ряд общих закономерностей, присущих всему сочинению в целом. В итоге определяются особенности развития лейттемы в каждой части произведения; обосновывается, что в «Колоколах» С. В. Рахманинова имеет место особый тип лейттемы, которая, не являясь единственным «зерном», развивается по законам монотемы. Все особенности структуры в поэме свидетельствуют об индивидуальности творца и тонком решении композитором вопросов музыкальной формы, что отражает стремление передать в музыке самую суть содержания поэтического произведения.
Ключевые слова и фразы: симфоническая поэма «Колокола» С. В. Рахманинова, поэма “The Bells” Э. А. По, музыкальная поэма для симфонического оркестра, структурные особенности, лейттема, symphonic poem “The Bells” by S. V. Rachmaninoff, poem “The Bells” by E. A. Poe, musical poem for symphony orchestra, structure peculiarities, main theme
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Асафьев Б. Хоровая культура // Асафьев Б. Русская музыка от начала XIX столетия. Л.: Музыка, 1968.
Асафьев Б. С. В. Рахманинов // Асафьев Б. Избранные труды: в 5-ти т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. Т. 2.
Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. М.: Музыка, 1970.
Житомирский Д. Фортепианное творчество Рахманинова // Советская музыка. 1945. № 4.
Мазель Л. О лирической мелодике Рахманинова // Мазель Л. О мелодии. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962.
Протопопов В. Позднее симфоническое творчество Рахманинова // С. В. Рахманинов: сб. ст. и мат. / под ред. Т. Цытович. М. – Л.: Музгиз, 1947.
Рахманинов С. Музыка должна говорить языком сердца // Музыкальная жизнь. 1966. № 12.
Шагинян М. Воспоминания о С. В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: в 2-х т. / сост., ред., прим. и предисл. З. Апетян. Изд-е 2-е, доп. М., 1961. Т. II.