Солист-вокалист и дирижёр: грани творческого взаимодействия
Гуазов Тимур Аликович, Гуртуева Лейля Эдуардовна
Северо-Кавказский государственный институт искусств
Дата поступления рукописи в редакцию: 07.02.2023
Аннотация. Цель исследования – освещение граней эффективного взаимодействия в процессе творчества солиста-вокалиста и дирижёра. В статье исполнительская интерпретация рассматривается как многоуровневый процесс, который органично и беспрепятственно протекает в том случае, когда речь идет о сольном исполнении, в случае с коллективным музицированием данный процесс осложняется ввиду множественности представлений каждого из музыкантов. Изначальная неповторимость индивидуального видения музыкальных образов и средств их воплощения создает конфликтную ситуацию и предполагает необходимость компромиссного подхода к созданию исполнительской концепции, которое регулируется руководителем ансамбля – дирижёром. Научная новизна заключается в четкой формулировке основных принципов взаимодействия музыкантов, которые способствуют достижению высокого художественного результата в коллективной музыкальной деятельности. В результате определено, что для обеспечения эффективного взаимодействия солиста-вокалиста и дирижёра в процессе коллективной музыкальной деятельности необходима выработка общей совместной концепции исполняемого произведения.
Ключевые слова и фразы: дирижёр, солист-вокалист, исполнительская интерпретация, сольное исполнение, коллективные музицирование, принципы взаимодействия музыкантов, conductor, soloist-vocalist, performing interpretation, solo performance, collective music-making, principles of interaction between musicians
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Безбородова Л. А. Дирижирование: уч. пособие. М.: Флинта, 2011.
Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика-XXI, 2006.
Виноградов К. Л. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность: сб. ст. М.: Музыка, 1988. Вып. 1 / сост. М. А. Смирнов.
Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.
Герсамия И. Е. К проблеме психологии творчества певца. Тбилиси, 1978.
Ержемский Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. СПб., 1993.
Ержемский Г. Л. Психология дирижирования. М., 1989.
Кондрашин К. П. О дирижёрском искусстве. Л. – М., 1970.
Стороженко A. M. Инструментальный ансамбль и проблемы исполнительства: уч. пособие. Самара, 1993.
Юшманов В. И. Вокальная техника и её парадоксы. Изд-е 2-е. СПб.: ДЕАН, 2002.