Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2023. № 1. С. 50-57.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns20230014

«У последней черты…»: апокалиптические мотивы в теоретическом и музыкальном наследии Николая Метнера

Гладкова Ольга Игоревна
Санкт-Петербургский государственный институт культуры


Дата поступления рукописи в редакцию: 12.02.2023
Аннотация. Данная работа посвящена рассмотрению апокалиптических мотивов в теоретическом и музыкальном наследии Николая Карловича Метнера, одного из крупнейших русских композиторов и пианистов начала XX века. Цель исследования – осветить особенности рецепции музыкального искусства конца XIX – начала XX века Н. К. Метнером. Научная новизна исследования обусловлена раскрытием эстетической позиции композитора в контексте окружающего его музыкального пространства. В результате исследования выявлено, что тема настоящего и будущего музыки вызывала серьезную обеспокоенность у Н. К. Метнера, осознававшего резкую грань музыкальных эпох, сдвижение огромных художественных плит, смену ценностей и языка. Нащупывая главные болевые точки нового искусства, он оставался верен этической сути музыки, предостерегая композиторов от художественного безумия, упоения новизной и безверия, что сделано Николая Метнера неповторимой и даже пророческой фигурой в истории мировой музыкальной культуры.
Ключевые слова и фразы: Н. К. Метнер, апокалиптические мотивы, теоретическое и музыкальное наследие композитора, конфликт музыканта с эпохой, рецепция музыкального искусства конца XIX – начала XX века Н. К. Метнером, N. K. Medtner, apocalyptic motifs, composer’s theoretical and musical heritage, musician’s conflict with the epoch, reception of the musical art of the late XIX – early XX century by N. K. Medtner
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. А. Блок – А. Белый. Переписка. 1911-1913 // Блок А., Белый А. Диалог поэтов о России и революции. М., 1990.
  2. Андреев Д. Л. Роза мира // Андреев Д. Л. Собрание сочинений: в 4-х т. М., 2006. Т. 3.
  3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
  4. Бердяев Н. А. Кризис искусства // Бердяев Н. А. О русских классиках. М.: Русский путь, 1993.
  5. Губайдулина С. Есть музыка над нами / интервью Д. Каданцева // Огонек. 1989. № 9.
  6. Иванов В. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.
  7. Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Русская книга, 1996. Т. 6.
  8. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1988. Вып. 5 / под ред. И. В. Нестьева.
  9. Метнер Н. К. Воспоминания. Статьи. Материалы / сост. и ред. З. А. Апетян. М.: Советский композитор, 1981.
  10. Метнер Н. К. Муза и мода. Париж.: YMCA PRESS, 1978.
  11. Метнер Н. К. Муза и мода. СПб.: Алетейя, 2019.
  12. Метнер Н. К. Письма / сост. и ред. З. А. Апетян. М.: Советский композитор, 1973.
  13. Мясковский Н. Я. Н. Метнер. Впечатления от его творческого облика // Мясковский Н. Я. Статьи, письма, воспоминания: в 2-х т. М., 1960. Т. 2.
  14. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. СПб.: Планета музыки, 2017.
  15. Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3-х т. М.: Советский композитор, 1978. Т. 2.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru