Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2023. № 1. С. 71-75.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns20230020

Полифония в хоровом творчестве a cappella Н. А. Римского-Корсакова (на примере хора «Владыко дней моих» («Молитва») из цикла «Шесть хоров» (ор. 16))

Кошкарева Наталья Владимировна
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова


Дата поступления рукописи в редакцию: 03.02.2023
Аннотация. Статья посвящена анализу полифонического письма в хоровом творчестве a cappella Н. А. Римского-Корсакова. Цель исследования – раскрыть особенности контрапунктического письма Н. А. Римского-Корсакова на примере хора «Владыко дней моих» («Молитва») из цикла «Шесть хоров» (op. 16). В статье отмечается, что музыкальный язык Н. А. Римского-Корсакова отличается крайней сдержанностью, углубленностью, смысловой концентрацией, строгой подчиненностью Духу Слова. Полифония занимает важнейшее место в композициях для хора a cappella. Научная новизна обусловлена тем фактом, что хор «Молитва» Н. А. Римского-Корсакова впервые рассматривается в аспекте анализа полифонического письма. В результате исследования обосновывается тот факт, что рассматриваемое хоровое сочинение становится важнейшим в контексте духовного наследия композитора.
Ключевые слова и фразы: Н. А. Римский-Корсаков, русская музыкальная культура, хоровое творчество a cappella, имитационные полифонические формы, подголосочная полифония, знаменный распев, N. A. Rimsky-Korsakov, Russian musical culture, chorus creativity ‘a cappella’, imitating polyphonic forms, subvocal polyphony
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  2. Евсеев С. В. Римский-Корсаков и русская народная песня. М.: Музыка, 1970.
  3. Протопопов Вл. В. Полифония в русской музыке XVII – начала XX века. М.: Музыка, 1987.
  4. Римский-Корсаков Н. Собрание духовно-музыкальных сочинений: для смешанного хора без сопровождения / вступит. ст. Н. Ю. Плотниковой М.: Издательский совет Русской православной церкви, 2001.
  5. Римский-Корсаков. Антология русской светской хоровой музыки a cappella XIX – начала XX века. Аудиоприложение на CD. СПб., 2013. Вып. 4 / сост. Е. Д. Светозарова.
  6. Цуккерман В. А. Римский-Корсаков и народная песня // Цуккерман В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970. Вып. 1.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru