Музыкальное искусство России начала ХХ века: жанризм
Демченко Александр Иванович
Международный центр комплексных художественных исследований; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 28.01.2023
Аннотация. В рубрике «От главного редактора» была осуществлена публикация большой серии художественно-исторических эссе «Магистрали художественного творчества», в которых последовательно рассматривались крупнейшие эпохи. Теперь нашим читателям предлагается ещё один цикл эссе «Музыкальное искусство России начала ХХ века», посвящённый отечественному музыкальному искусству рубежа и начала ХХ века в качестве опыта осмысления, происходившего с миром и человеком на историческом переломе от эры Нового времени к эре Новейшего времени. В предыдущих очерках о музыкальном искусстве России начала ХХ века был рассмотрены его полюсы (2021. Т. 14. Вып. 10), жанр фольклорной обработки (2021. Т. 14. Вып. 11) и «языческое» направление в музыке (2022. Т. 15. Вып. 2). Данный очерк посвящен раскрытию особенностей становления и бытования феномена жанризма в музыкальном искусстве России начала XX века. В работе рассматриваются как наиболее примечательные произведения музыкально-бытового жанра (балет И. Стравинского «Петрушка» (1911), балет С. Прокофьева «Шут» (1915)), так и менее известные образцы, принадлежащие к жанру национальной музыкальной комедии, решённые в формах бытовой комедии нравов и характеров (оперетта У. Гаджибекова «Аршин мал алан» (1911-1913), комическая опера В. Долидзе «Кето и Котэ» (1918)). Особое внимание уделяется установлению значимости празднично-гедонистического мироощущения для рассматриваемой образной сферы. В результате автор приходит к следующему выводу: активное развитие музыкально-бытового жанра, охватившее весь переходный период от классики к модерну, стало бесспорным и удивительным явлением начала XX века, отразившим неискоренимую жажду жизни людей, проявлявшуюся вопреки всевозможным негативным и устрашающим процессам отечественной истории того времени.
Ключевые слова и фразы: жанризм в музыкальном искусстве России начала XX века, музыкально-бытовой жанр, И. Стравинский, В. Долидзе, У. Гаджибеков, genrism in the Russian musical art of the early XX century, musical genre art, I. Stravinsky, V. Dolidze, U. Hajibeyov
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Абасова Э. Оперы и музыкальные комедии У. Гаджибекова. Баку: Изд-во Академии наук Азербайджанской ССР, 1961.
Абасова Э. Узеир Гаджибеков. Баку: ЭЛМ, 1985.
Грузинская музыкальная культура. М.: Музгиз, 1957.
Корев С. «Кето и Котэ» В. Долидзе. М. – Л.: Музгиз, 1951.
Меликов Х. «Аршин мал алан» У. Гаджибекова. Баку, 1955.
Стравинский И. Статьи и материалы. М.: Советский композитор, 1973.
Ярустовский Б. Игорь Стравинский. М.: Советский композитор, 1969.