Музыкальное искусство России начала XX века: Язычество
Демченко Александр Иванович
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 05.11.2022
Аннотация. В очерке представлены истоки и особенности развития такого направления в музыкальном искусстве России начала XX века, как «язычество». В статье последовательно раскрываются вопросы зарождения «языческой» образности, начиная с оперного творчества М. Глинки («Руслан и Людмила» (1842)) и А. Бородина («Князь Игорь» (1887)) до её кульминации в произведениях И. Стравинского («Весна священная» (1913)) и С. Прокофьева (Вторая симфония (1924)). Особое внимание уделяется рассмотрению «языческой» стилистики в общем и её коренных черт - проявлений духа первозданности, «варваристского» начала (включая фовистские тенденции), «скифства». Прослеживается влияние ключевых событий начала XX века на развитие «языческого» направления - Первой мировой войны, Революции 1917 года. Наконец, описывается завершающая стадия, которую «язычество» прошло в 1920-е гг. В результате автор приходит к следующим выводам: несмотря на свою непродолжительность, присутствие издержек и крайностей (агрессивность, разрушительная стихия, оргиастический напор вплоть до вандалистской исступлённости), «языческое» направление стало уникальным приобретением отечественной музыки, подлинным открытием в сфере народно-национальной тематики, отображая исключительно мощный всплеск человеческой воли и энергии, чрезвычайно темпераментное изъявление поднимавшихся на поверхность жизни скрытых сил и стремлений.
Ключевые слова и фразы: язычество, языческая образность, варварство, скифство, И. Стравинский, С. Прокофьев, paganism, pagan imagery, barbarism, Scythianism, I. Stravinsky, S. Prokofiev
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Асафьев Б. О балете. Л.: Музыка, 1974.
Вопросы философии. 1989. № 3.
Данилевич Л. Искусство жизненной правды. М.: Сов. композитор, 1975.
Демченко А. И. Балет И. Стравинского «Весна священная». Опыт концепционного анализа. М.: Композитор, 2000.
Из истории русской и советской музыки. Л.: Музыка, 1971. Вып. 1.
Из истории русской и советской музыки. Л.: Музыка, 1976. Вып. 2.
История русской музыки в исследованиях и материалах. М.: Музсектор Госиздата, 1924. Т. 1.
Каратыгин В. Избранные статьи. М. – Л.: Музыка, 1965.
Музыка ХХ века. М.: Музыка, 1976. Кн. 1.
Музыка ХХ века. М.: Музыка, 1977. Кн. 2.
Нестьев И. Век нынешний, век минувший. М.: Сов. композитор, 1985.
Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1973.
Орлова Е., Крюков Н. Академик Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1984.
Павлишин С. Зарубежная музыка ХХ века. К.: Муз. Украiна, 1980.
Прокофьев С. Автобиография. М.: Сов. композитор, 1982.
Раабен Л. Камерно-инструментальная музыка первой половины ХХ века. Л.: Сов. композитор, 1986.
Смирнов В. Творческое формирование И. Ф. Стравинского. Л.: Музыка, 1970.
Советская музыка. 1991. № 4.
Стравинский – публицист и собеседник. М.: Сов. композитор, 1988.
Тараканов М. Стиль симфоний Прокофьева. М.: Музыка, 1968.
Шимановский К. Избранные статьи и письма. Л.: Музгиз, 1963.
Ярустовский Б. Игорь Стравинский. М.: Сов. композитор, 1969.