Цвет в эволюции инсталляции в архитектурно-пространственной среде
Ковалёва Наталья Александровна
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А. Д. Крячкова
Дата поступления рукописи в редакцию: 10.03.2021
Аннотация. Цель исследования - применение концепции колористики инсталляции в архитектурно-пространственной среде на основе генезиса в процессе эволюции. Содержание статьи позволяет применить новые технологии в художественной практике на основе сформулированных рекомендаций. Научная новизна заключается во впервые представленном исследовании цвето-световой системы инсталляции. В результате доказано, что на каждой эволюционной фазе инсталляции цвет и свет на психофизиологическом уровне играли важную роль в восприятии среды. Обозначенные принципы взаимодействия объекта инсталляции со средой и зрителем значимы в создании современной архитектурно-художественной системы в искусстве.
Ключевые слова и фразы: городская среда, архитектура, инсталляция, цвето-световая система, психофизиологическое воздействие, urban environment, architecture, installation, colour and light system, psychophysiological impact
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Андреева Е. Ю. Постмодернизм: искусство второй половины XX - начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. 485 с.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое лит. обозрение; Гос. ин-т искусствознания, 2006. 294 с.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. 335 с.
Ерофеев А. Истоки русской инсталляции // Искусство. 2020. № 1/2. С. 160-163.
Ефимов А. В. Колористка города. М.: Стройиздат, 1990. 270 с.
Ковалёва Н. А., Вольская Л. Н. Взаимодействие инсталляции с архитектурой зданий и городской средой // Современные проблемы истории и теории архитектуры: материалы VI Междунар. науч. конф. / СПбГАСУ. СПб., 2020. С. 75-80.
Коновалова Н. Великие архитекторы / гл. ред. А. А. Барагамян. М.: Комсомольская правда; Директ-Медиа, 2016. Т. 37. Кисё Курокава (1934-2007). 72 с.
Мажейкина Г. Г. Инсталляции XXI века - от замысла к воплощению на примерах современного искусства в России и странах СНГ // Искусство Евразии. 2018. № 2 (9). С. 154-163.
Месяц С. В. Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете (часть первая). М.: Кругъ, 2012. XXXII+461 с.
Полевой В. М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901-1945. М.: Искусство, 1991. 304 с.
Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Изд-е 3-е, с изм. и доп. Ростов н/Д: МарТ; Феникс, 2010. 152 с.
Фоменко С. Великие архитекторы / гл. ред. А. Барагамян; отв. ред. С. Ананьева. М.: Комсомольская правда; Директ-Медиа, 2015. Т. 11. Сантьяго Калатрава. 72 с.
Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б. Х. Д., Джослит Д. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 816 с.
Швиттерс К. Мерц-события [Электронный ресурс] // Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне: текст, иллюстрации, документы. М., 2002. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/ehstetika/shuman_k_otv_red_dadaizm_v_cjurikhe_berline_gannovere_i_kelne_teksty_illjustracii_dokumenty/34-1-0-2144 (дата обращения: 10.08.2021).
Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. М.: Архитектура-С, 2006. 382 с.
Reiss J. H. From Margin to Center: The Spaces of Installation Art [Электронный ресурс]. Cambridge, MA: MIT Press, 2001. 181 p. URL: https://paralelotrac.files.wordpress.com/2011/05/jreiss-from-center-to-margin.pdf (дата обращения: 10.08.2021).
Rendell J., Rugoff R., Dillon B. Psycho Buildings. L.: Hayward Publishing, 2008. 200 p.
Ze?evi? M. Installation: Between the Artistic and Architectural Project // AM Journal of Art and Media Studies. 2017. № 12. P. 55-70.