Рецепции классической йоги в русской философии второй половины XIX - первой половины XX в.
Солопов Олег Викторович
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Дата поступления рукописи в редакцию: 11.07.2021
Аннотация. Цель исследования - выявление особенностей восприятия, заимствования и интерпретации идей классической йоги в истории русской философии второй половины XIX - первой половины XX в. В статье раскрывается понятие классической йоги, выявляются предпосылки и источники восприятия идей классической йоги в истории русской мысли, систематически анализируются работы русских мыслителей в контексте их интерпретации идей классической йоги. Новизна исследования заключается в комплексном анализе проблемы рецепции классической йоги в русской философии до середины XX века. В результате исследования доказано, что рецепции идей классической йоги в русской философии проявились прежде всего в контексте философско-богословской апологетики православного учения.
Ключевые слова и фразы: русская религиозная философия, рецепция идей, классическая йога, раджа-йога, индийская философия, Russian religious philosophy, doctrine reception, classical yoga, R?ja yoga, Indian philosophy
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аблеев С. Р. Философия классической йоги. М.: Свет, 2015. 260 с.
Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон+; РООИ "Реабилитация", 2009. 400 с.
Бердяев Н. А. Смысл творчества: опыт оправдания человека. М.: Г. А. Леман и С. И. Сахаров, 1916. 358 с.
Бернюкевич Т. В. О рецепции буддийских идей в философии России конца XIX - первой половины XX в. // Вопросы философии. 2011. № 4. С. 153-163.
Бернюкевич Т. В. Рецепции буддизма в России и "русское азиофильство" конца XIX - начала XX в. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 37-61.
Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Интеллигенция в России / сост., коммент. Н. Казаковой. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 43-84.
Булич С. К. Йога // Энциклопедический словарь. СПб.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1894. Т. 13а.
Введенский А. И. Браманизм // Богословский вестник. 1901. Т. 3. № 10. С. 242-284.
Введенский А. И. Браманизм // Богословский вестник. 1901. Т. 3. № 12. С. 595-630.
Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1955. 298 с.
Глаголев С. С. Рец. на: Лодыженский М. В. Свет незримый: из области высшей мистики. СПб., 1912 // Богословский вестник. 1914. Т. 2. № 6. С. 351-385.
Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого (записки за пятнадцать лет) [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/get/doc/goldenveyzer_aleksandr/vblizi_tolstogo_zapiski_za_pyatnadtsat_let.zip (дата обращения: 01.07.2021).
Епископ Хрисанф (Ретивцев). Религии древнего мира в их отношении к христианству: в 3-х т. СПб.: Тип. духов. журн. "Странник", 1873. Т. 3. 640 с.
Зеньковский В. История русской философии. М.: Академический Проект, 2011. 880 с.
Ильин И. А. О монархии и республике // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Русская книга, 1994. Т. 4. С. 417-576.
Йога-сутра. Патанджали / пер. С. Татариновой // Вестник Теософии. Религиозно-философско-научный журнал. 1911. № 5-6. С. 45-56.
Каменская А. А. (Alba) Отзывы о книгах // Вестник Теософии. Религиозно-философско-научный журнал. 1913. № 1. С. 86-89.
Каратыгин П. П. История религий и тайных религиозных обществ Древнего и Нового мира: Древний мир: в 6-ти т. СПб.: Тип. д-ра М. Хана, 1870. Т. 1. 286 c.
Кожевников В. А. Индусский аскетизм в добуддийский период // Богословский вестник. 1914. Т. 1. № 1. С. 51-83.
Кожевников В. А. Индусский аскетизм в добуддийский период // Богословский вестник. 1914. Т. 1. № 2. С. 254-278.
Козлов А. А. Очерки из истории философии: понятия философии и истории философии: философия восточная. К.: Тип. Ун-та св. Владимира В. И. Завадского, 1887. 88 с.
Концевич И. М. Православие и буддизм // Христианство и индуизм. М.: Свято-Владимирское издательство, 1992. С. 144-163.
Лепехов С. Ю. Цивилизационные последствия распространения буддизма Махаяны на азиатском континенте // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. Вып. 6. C. 48-59.
Лобанова О. Дышите правильно, или Учение индусских йогов о дыхании, измененное Западом. Пг.: Новый человек, 1915. 79 с.
Лодыженский М. В. Мистическая трилогия. СПб.: Андреев и сыновья, 1992. Т. 1. Сверхсознание. 308 с.
Лодыженский М. В. Новые враги христианства // Мистическая трилогия. СПб.: Андреев и сыновья, 1992. Т. 3. Тёмная сила. С. 282-296.
Мейендорф И. Ф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: введение в изучение. СПб.: Византинороссика, 1997. 479 с.
Мелешко Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого. М.: Наука, 2006. 309 с.
Мережковский Д. С. Выступление // Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). История в материалах и документах: в 3-х т. М.: Русский путь, 2009. Т. 3. С. 426-430.
Мережковский Д. С. Не мир, но меч. СПб.: М. В. Пирожков, 1908. 208 с.
Оленева А. В. Применение методики трехфазного дыхания Е. А. Лукьяновой в системе подготовки артистов балета [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metodiki-trehfaznogo-dyhaniya-e-a-lukyanovoy-v-sisteme-podgotovki-artistov-baleta (дата обращения: 18.07.2021).
Радхакришнан С. Индийская философия. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. 1007 с.
Рерих Е. И. Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги. М.: Эксмо, 2007. 912 с.
Сат Н. Д. Этика классической йоги в орбите Л. Н. Толстого // Социология. 2017. № 4. С. 185-189.
Сафронова Е. С. Буддизм в России. М.: РАГС, 1998. 172 с.
Соловьев В. С. Индийская философия // Энциклопедический словарь. СПб.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1894. Т. 13. С. 97-98.
Соловьев В. С. Оправдание добра. М.: Институт русской цивилизации; Алгоритм, 2012. 656 с.
Солопов О. В. Идеалы духовного самосовершенствования в религиозной философии М. В. Лодыженского // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2012. № 4. С. 30-43.
Солопов О. В. Раджа-йога в системе религиозно-нравственной философии М. В. Лодыженского // Философская мысль. 2020. № 11. С. 64-90.
Уланов М. С. Буддизм в русской культуре конца XIX - первой половины XX века. Элиста: КалмГУ, 2006. 115 с.
Успенский П. Д. Искания новой жизни: что такое йога. Пг.: М. В. Пирожков, 1918. 41 с.
Франк С. Л. Учение о переселении душ // Христианство и индуизм: сб. статей. М.: Свято-Владимирское издательство, 1992. С. 7-33.
Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России / сост., коммент. Н. Казаковой. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 153-184.
Хомяков А. С. О современных явлениях в области философии // Хомяков А. С. Полное собрание сочинений: в 8-ми т. М.: Университетская типография, на Страстном бульваре, 1900. Т. 1. С. 287-320.
Хомяков А. С. Полное собрание сочинений: в 8-ми т. М.: Университетская типография, на Страстном бульваре, 1900. Т. 5. 614 с.
Хомяков А. С. Полное собрание сочинений: в 8-ми т. М.: Университетская типография, на Страстном бульваре, 1900. Т. 7. 531 с.
Цертелев Д. Н. Религиозное сознание человечества. М.: Тип. М. Н. Лаврова и К°, 1884. 83 с.
Цыремпилов Н. В. Буддизм и империя. Бурятская община в России (XVIII - нач. XX в.). Улан-Удэ: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 2013. 338 с.
Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии [Электронный ресурс]: лекции, чит. в Брюсселе в 1898 г. / предисл. и пер. Е. Писарева // Российская государственная библиотека. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003740039?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 01.07.2020).
Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. 365 с.
Черкасский С. Д. Йогические элементы системы Станиславского // Вопросы театра. 2010. № 1-2. С. 252-270.
Черкасский C. Д. Станиславский и йога: опыт параллельного чтения // Вопросы театра. 2009. № 3-4. С. 282-300.
Шелковников А. Ю. Философия йоги в интерпретации П. Д. Успенского // Философские науки. 2016. № 1. С. 122-127.
Birch J. R?jayoga: The Reincarnations of the King of All Yogas // International Journal of Hindu Studies. 2013. Vol. 17. № 3. Р. 399-442.
Blavatsky H. P. The theosophical glossary. L.: The Theosophical Publishing Society, 1892. 360 p.