Место сунны в исламе: кораноцентризм vs хадисоцентризм
Рахматуллин Рафаэль Юсупович, Зиязетдинов Рафис Минегалиевич, Юнусбаева Венера Фависовна
Башкирский государственный аграрный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 09.05.2021
Аннотация. Целью исследования является определение роли сунны в исламе в связи с усилением ее критики со стороны коранитов. Рассматривается история коранизма, особое внимание уделяется взглядам Рашада Халифы. Показана обоснованность существующей критики части хадисов как фальсификатов или же устаревших норм средневекового обычного права арабов (адата). Вместе с признанием ряда реформаторских идей коранизма он оценивается как течение, угрожающее устоям классического ислама. Результаты исследования: главной идеей коранизма является объявление Корана единственным источником исламского права и вероучения. Основным доводом коранитов для доказательства этого тезиса служит обнаружение Р. Халифой "цифрового кода" мусульманского Священного писания. Однако это не является основанием для утверждения ненужности других - внекоранических - норм, содержащихся в сборниках хадисов (суннах). Новизна исследования: а) в российском исламоведении впервые осуществлен критический анализ коранизма Рашада Халифы; б) источниками многих хадисов названы нормы средневекового арабского права .
Ключевые слова и фразы: Коран, сунна, хадис, коранизм, адат, Quran, sunnah, hadith, Quranism, adat
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аз-Зубайди. Мухтасар Сахих аль-Бухари: в 2-х т. Алматы: К?усар-саяхат, 2013. Т. 1. 609 с.
Ахмад ибн Ханбаль [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ахмад_ибн_Ханбаль (дата обращения: 06.05.2021).
Батров Р. Исламский "Версус Баттл": Средневековье против модернизации [Электронный ресурс]. URL: https://mkam.business-gazeta.ru/blog/364948 (дата обращения: 08.05.2021).
Бёртон Дж. Мусульманское предание: введение в хадисоведение. СПб.: ДИЛЯ, 2006. 304 с.
Вольф М. Н. Становление философии калама в рамках спекулятивной теологии ислама. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2005. 80 с.
Гольдциер И. Лекции об исламе: в 2-х т. СПб.: Брокгауз - Ефрон, 1912. Т. 2. 302 с.
Коран. Последний Завет. М.: Книга по требованию, 2014. 660 с.
Магафуров Т. Ф. Хариджизм как опасное явление для общества // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию медресе "Галия" (г. Уфа, 9-10 ноября 2016 г.). Уфа: Мир печати, 2016. С. 392-394.
Муслим. Сахих: Мухтасар. Краткое изложение. М.: Умма, 2011. 1216 с.
Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4 (43). С. 43-47.
Рахматуллин Р. Ю. Коранизм - мусульманский протестантизм? // Исламоведение. 2019. Т. 10. № 3 (41). С. 93-102.
Рахматуллин Р. Ю. Коранизм: pro et contra // Традиции и инновации в сфере религиозных отношений: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 27 сентября 2019 г.). Уфа: Диалог, 2019. С. 193-198.
Рахматуллин Р. Ю. Особенности исламского наследственного права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. № 2 (73). С. 40-44.
Фетва о коранитах [Электронный ресурс]. URL: http://uior.ru/?p=2124 (дата обращения: 20.04.2021).
Ahmed Subhy Mansour [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Ahmed_Subhy_Mansour (дата обращения: 27.04.2021).
Brockelmann C. Geschichte der islamischen V?lker und Staaten. Berlin: Verlag Olms Georg, 1977. 495 S.
Esposito J. Islam: The Straight Path. Oxford: Oxford University Press, 1998. 286 р.
Karag?zo?lu M. M. Contested Avenues in Post-Classical Sunni Had?th Criticism: A Reading through the Lens of al-Mughn? 'an al-Hifz wa-l-kit?b // Journal of Islamic Studies. 2018. Vol. 29. Iss. 2. Р. 149-180.
Khalifa R. Quran, Hadith, and Islam. Tucson: Universal Unity, 2000. 100 р.
Parwez G. A. What Is Islam? Lahore: Tolu-e-Islam Trust, 1964. 269 р.