Иероглифы в традиционном китайском искусстве: воспроизведение, использование и эстетическое значение
Минцзы Чжан
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Дата поступления рукописи в редакцию: 05.03.2021
Аннотация. Цель исследования - определить особенности и способы воспроизведения и использования иероглифической письменности в китайском традиционном искусстве на материале каллиграфии, резной печати и живописи. Наряду с изучением этапов развития иероглифа как объекта и предмета познания мира, автор также исследует его функции, выявляя уровни и способы вовлечения иероглифических реминисценций в образное пространство каллиграфических и живописных произведений. Показано, что стремление к художественному синтезу было основой китайского искусства с момента его возникновения и развития. Научная новизна исследования заключается в новом подходе к рассмотрению проблемы синтеза искусства каллиграфии, живописи, резной печати и иероглифического письма с привлечением ранее не изученных теоретических материалов. Результаты проведенного исследования доказали, что иероглиф входит в структуру живописи и каллиграфического искусства в качестве вспомогательного элемента эстетической и семиотической систем.
Ключевые слова и фразы: китайский иероглиф, каллиграфия, живопись, резная печать, синтез искусств, Chinese hieroglyph, calligraphy, painting, carved print, synthesis of arts
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Ан С. А., Ворсина О. А., Песчанская Е. В. Иероглифическая образная письменность как главная причина устойчивости китайской культурной традиции // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 2 (82). С. 217-221.
Белозерова В. Г. Каллиграфическая традиция как культурно-исторический феномен // Восток. 2005. № 1. С. 30-43.
Белозерова В. Г. Категория памяти в каллиграфической эстетике Китая // Искусство как сфера культурно-исторической памяти: сборник статей. М.: Российский гос. гуманитар. ун-т, 2008. С. 249-262.
Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М.: Наука, 1965. 616 с.
Рубец М. В. Визуальное оперирование письменными знаками в китайской культуре: от традиции к кибер-культуре // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2018. № 2 (15). С. 4-24.
Сосновская Н. И. Иероглиф как объект и предмет познания в концептуальной картине мира [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ieroglif-kak-obekt-i-predmet-poznaniya-v-kontseptualnoy-kartine-mira (дата обращения: 23.03.2021).
Чурой А. О. Происхождение и значение китайского иероглифа [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/98/22063/ (дата обращения: 23.03.2021).
??.???????????.???????????????,??????18??2020. 118-119 ? (Ван Чжэ. Анализ каллиграфии и резьбы по печатям. Тайюань, пров. Шаньси: Шаньсийский институт прикладных наук и технологий; Китайская национальная выставка, 2020. Вып. 18. С. 118-119).
???.?????????????.????? (Дон Чуньсяо. Форма изложения китайских иероглифов и их эстетическое значение) [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinashj.com/ysll_ysllsy/11123.html (дата обращения: 07.01.2020).
???. ????????.??: ???????, 2017. 23? (Сюн Бинмин. Теория китайской каллиграфии. Пекин, 2017. 23 с.).
???, ???. ?????.???????????. ???????????. ???. 2009. 72-74 ? (Ту Яцинь, Фэн Цисин. Прыгающие ноты. Поговорим о китайских иероглифах и украшении керамики. Цзиндэчжэнь, 2009. С. 72-74).
???. ?????????????. ?????????????.????2008. ?4?. 160-161 ? (У Найцю. О значении каллиграфии в китайской живописи // Литературная жизнь. 2008. Вып. 4. С. 160-161).
??. ???????????????.?????????. ????. 2019. 68-72? (Чжао Шунь. О взаимосвязи печати, каллиграфии и традиционной китайской живописи. Сяньян, 2019. С. 68-72).