Актуальные формы представления классического музыкального наследия современной зрительской аудитории
Филановская Татьяна Александровна
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
Дата поступления рукописи в редакцию: 10.03.2021
Аннотация. Цель исследования - обосновать причины генезиса неакадемических форм представления классического музыкального наследия современной зрительской аудитории. В статье рассматривается культурная диффузия элитарного и массового уровней музыкальной культуры в пространстве (пост)современной социокультурной реальности, анализируется classical crossover как новое исполнительское музыкальное направление, синтезирующее элементы элитарной и массовой культуры. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе взаимовлияний элитарного и массового искусства. В результате доказано, что исполнение классической музыки в формах популярного искусства свидетельствует об устойчивой тенденции популяризации и коммерциализации музыкальной классики.
Ключевые слова и фразы: классическое наследие, популярное искусство, публика, культурное событие, сценический имидж, classical heritage, popular art, audience, cultural event, scenic image
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Американский композитор Cameron Carpenter (Кэмерон Карпентер) [Электронный ресурс]. URL: https://neoclassica.ru/carpenter/ (дата обращения: 29.01.2021).
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Киноведческие записки. 1988. № 2. С. 151-174.
Будагян Р. Р., Зайцева М. Л. Приемы адаптации классического музыкального наследия к реалиям новой исполнительской практики в творчестве Ванессы Мэй // Гуманитарные науки: вопросы и тенденции развития: сб. научн. тр. по итогам II Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск: ИЦРОН, 2015. Вып. 2. С. 10-12.
Веревкина Ю. В. Неакадемическое исполнение академической музыки: актуальные тенденции последней трети ХХ - начала ХХI века: автореф. дисс. … к. иск. Ростов-на-Дону, 2012. 24 с.
Данько Л. И. Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре: автореф. дисс. … к. искусствоведения. СПб., 2013. 24 с.
Зайцева М. Л., Будагян Р. Р. Становление музыкального направления classical crossover в современном скрипичном искусстве // Вестник славянских культур. 2018. Т. 49. С. 351-370.
Кондаков И. В. Элитарная культура // Культурология. ХХ век: энциклопедия: в 2-х т. СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 2. С. 385-389.
Международный музыкальный фестиваль Вербье - 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://aboutswiss.ch/culture-sport/mezhdunarodnyj-muzykalnyj-festival-verbe-2019/ (дата обращения: 25.02.2021).
"Музыкальная экспедиция" вновь отправляется в путь по Владимирской области [Электронный ресурс]. URL: https://avo.ru/realizacia-nacional-nyh-proektov-vo-vladimirskoj-oblasti/-/asset_publisher/1aQ2X6cekcCP/content/-muzykal-naa-ekspedicia-vnov-otpravlaetsa-v-put-po-vladimirskoj-oblasti (дата обращения: 01.03.2021).
Сыров В. Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий) // Искусство ХХ века: элита и массы: сб. ст. / ред.-сост. Б. С. Гецелев. Н. Новгород: НГК им. М. И. Глинки, 2004. С. 280-288.
Флиер А. Я. Массовая культура // Культурология. ХХ век: энциклопедия: в 2-х т. СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 2. С. 20-22.
Цукер А. М. И рок, и симфония… М.: Композитор, 1993. 304 с.
Шапинская Е. Н. Эстетические ценности классического наследия в пространстве (пост)современной культуры: теоретическое осмысление и культурные практики [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskie-tsennosti-klassicheskogo-naslediya-v-prostranstve-post-sovremennoy-kultury-teoreticheskoe-osmyslenie-i-kulturnye (дата обращения: 10.03.2021).
Bourdieu P. Distinction. Abingdon: Routledge, 1994. 640 p.
Nye R. Unembarassed Muse: The Popular Arts in America. N. Y.: Dial Press, 1970. 497 p.
Shils E. Mass Society and Its Culture // Mass Culture Revisited. 1960. Vol. 89. № 2. Р. 288-314.