Русский "Мельник" с французским "акцентом": продолжение традиций op?ra-comique в опере "Мельник – колдун, обманщик и сват" А. Аблесимова и М. Соколовского
Ким Вита Мириам Георгиевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 15.03.2021
Аннотация. Целью настоящей статьи является развитие идеи о том, что первые русские комические оперы, в частности "Мельник - колдун, обманщик и сват" А. Аблесимова и М. Соколовского, обнаруживают некоторые черты французского влияния. Научная новизна исследования заключается в новом аналитическом подходе к музыкальному языку "Мельника", который рассматривается в сравнении с французской музыкальной комедией XVIII века, сначала именовавшейся во Франции как la com?die m?l?e d’ariette, а позднее получившей название l’op?ra-comique. Как показывают результаты исследования, влияние этой комедии на зарождавшийся в России оперный жанр было глубже, чем считалось ранее: модель французской комической оперы была взята создателями первых отечественных опер за первооснову.
Ключевые слова и фразы: становление музыкального театра, русские комические оперы, французское влияние, Соколовский, Просвещение, formation of musical theatre, Russian comic operas, French influence, Sokolovsky, Enlightenment
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Арапов П. Н. Летопись русского театра. СПб.: Тип. Н. Тиблена и К°, 1861. 386 с.
Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки. Л.: Музгиз, 1959. 780 с.
Дмитрук Л. А. Словарь языка комической оперы А. О. Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и сват" (задачи и принципы составления) // Вестник Костромского государственного университета. 2017. Т. 23. № 1. С. 170-174.
История русской музыки в нотных образцах [1940]: в 3-х т. / сост. С. Гинзбург. М.: Музыка, 1968. Т. 1. 498 с.
Кони Ф. А. Театральная летопись // Репертуар и Пантеон. 1847. Т. 11. Отд. 2. С. 61-64.
Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом: в 2-х т. М.: Музгиз, 1953. Т. 2. Русское просветительство XVIII в. и народная песня; Начало русской оперы; Музыкальная культура к концу столетия. 475 с.
Мерзляков А. Разбор оперы "Мельник" // Вестник Европы. 1817. № 6. С. 113-126.
Рабинович А. С. Русская опера до Глинки. М.: Музгиз, 1948. 269 с.
Рассуждения по случаю представления оперы "Мельник" // Русский вестник. 1808. Ч. IV. № 12. С. 385-386.
Соколовский М. Мельник - колдун, обманщик и сват: комич. опера в 3-х д. / ред., коммент. и предисл. И. А. Сосновцевой; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т искусствознания. М.: Музыка, 1984. 269 с.
Kim V. M. L’op?ra-comique en Russie dans le dernier tiers du XVIIIe si?cle: pr?sence et influence du mod?le fran?ais: Th?se de doctorat. Lyon, 2018. 534 p.