"Сущность" и "существование" в понимании человеческой природы в схоластической философии
Дьяченко Ольга Николаевна
Курский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 11.03.2021
Аннотация. Цель исследования - раскрыть смыл понятий "сущность" и "существование" и особенности их согласования в схоластической философии. Благодаря этим понятиям получают свое обоснование фундаментальные для средневековой философии вопросы, касающиеся понимания человеческой природы. Научную новизну работы составляет полученное в ходе исследования положение о том, что для схоластической философии источником согласования концептов "сущность" и "существование" в антропологическом измерении выступает разум как свидетельство теоморфности человеческой природы. Результатом исследования является вывод о том, что разум человека есть то, что являет Божественное, гарантирует достижение непротиворечия сущности и существования, благодаря чему преодолевается стремление к пороку и невозможна греховность как таковая, а природа человека по образу природного мира способна совершенствоваться.
Ключевые слова и фразы: сущность, существование, Бог, essence, existence, God, essentiae, existentiae
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Абеляр П. Логика "для начинающих" // Абеляр П. Теологические трактаты. М.: Канон +; РООИ "Реабилитация", 2010. С. 138-195.
Абеляр П. Этика, или Познай самого себя // Абеляр П. Теологические трактаты. М.: Канон +; РООИ "Реабилитация", 2010. С. 404-483.
Ансельм Кентерберийский. Монологион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения / пер., послесл. и коммент. И. В. Купреевой. М.: Канон, 1996. C. 32-122.
Ансельм Кентерберийский. О падении Дьявола // Ансельм Кентерберийский. Сочинения / пер., послесл. и коммент. И. В. Купреевой. М.: Канон, 1996. С. 221-270.
Ансельм Кентерберийский. Об истине // Ансельм Кентерберийский. Сочинения / пер., послесл. и коммент. И. В. Купреевой. М.: Канон, 1996. С. 166-197.
Ансельм Кентерберийский. Почему Бог стал человеком? / пер. с лат. Е. Начинкина. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999. 287 с.
Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1993. 189 с.
Григорій Нисскiй. Об устроении человека. Творенія святаго Григорія Нисскаго: в 8-ми ч. М.: Тип. В. Готье, 1861. Ч. 1. 469+III с.
Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М. - Мн.: АСТ; Харвест, 2000. 799 с.
Иоанн Скотт Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1995. 352 с.
Иоанн Скотт Эриугена. О Божественном предопределении // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV веков. М.: Республика, 1996. С. 294-312.
Иоанн Скотт Эриугена. О разделении природы // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья: в 2-х т. / под ред. С. Неретиной; сост. С. Неретиной, Л. Бурлака. СПб.: РХГИ; Амфора, 2008. Т. 1. С. 161-189.
Иоанн Скотт Эриугена. Перифюсион: фрагменты / пер. с лат. В. В. Петров // Философия природы в Античности и в Средние века / ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 480-529.
Климент Александрийский. Педагог. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018. 352 с.
Святитель Григорий Двоеслов. Моралии на Книгу Иова [Электронный ресурс]. URL: http://kalugads.ru/svt-grigoriya-dvoeslova-moralii-na-knigu-iova (дата обращения: 22.03.2019).
Palmen R. The Experience of Beauty: Hugh and Richard of St. Victor on Natural Theology // Journal of Analytic Theology. 2016. № 4. P. 234-253.