Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2021. № 3. С. 519-523.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns210103

Метафора Мертвого города в музыкальном искусстве (на примере композиции Ираиды Юсуповой "Китеж-19")

Ванчугов Антон Владимирович
Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки


Дата поступления рукописи в редакцию: 24.02.2021
Аннотация. Цель исследования - представление метафоры Мертвого города в музыкальном искусстве, которая реализует один из вариантов урбанистической тематики в мифологии, литературе, музыке и позволяет осмысливать актуальные проблемы современности. Научная новизна исследования заключается в разработке метафорического подхода для изучения музыкальных произведений и первом его применении к композиции Ираиды Юсуповой "Китеж-19" (2004). В результате определен характер взаимодействия средств выразительности двух противоположных языковых систем (неоклассические средства и электронный эмбиент), позволяющего в иносказательной форме представить трагический конец посттехногенного города-миража и крах современной цивилизации.
Ключевые слова и фразы: метафора, музыкальный текст, мертвый город, Ираида Юсупова, Китеж, metaphor, musical text, dead city, Iraida Yusupova, Kitezh
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Акопян Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста: автореф. дисс. … д. иск. М., 1996. 35 с.
  2. Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 343 с.
  3. Афонасина А. С. Платон и Атлантида. Обзор книги: Rudberg, Gunnar. Atlantis and Syracuse. Norderstedt: Books on Demand GmbH, 2012 // ????? (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция. 2014. Т. 8. № 2. С. 249-256.
  4. Векслер Ю. С. "Мертвый город"… Брюгге в романе Ж. Роденбаха и опере Э. В. Корнгольда // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 3. С. 92-107.
  5. Голайденко Л. Н., Прокофьева И. О. Образ мёртвого города в незаконченном романе уфимского прозаика Светланы Чураевой "Shura_Le" (глава "Чуня") // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. № 7. С. 9-13.
  6. Гуляницкая Н. С. Музыкальная композиция: модернизм, постмодернизм (история, теория, практика). М.: Языки славянской культуры, 2014. 368 с.
  7. Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: учебное пособие. Астрахань: Факел; Астраханьгазпром, 2001. 368 с.
  8. Крылова А. В. Фоносфера мегаполиса как феномен звукового синтеза: к проблеме экологии аудиальной среды // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 1 (26). С. 27-32.
  9. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: ПОЛИСЕТ, 1994. 446 с.
  10. Пащенко М. В. "Китеж", или Русский "Парсифаль": генезис символа // Вопросы литературы. 2008. № 2. C. 145-182.
  11. Рябова С. Г. Композиционный образный строй рассказа как тип целого эстетически завершённого события (по рассказу И. А. Бунина "Пыль") // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2 (44). Ч. 1. C. 174-177.
  12. Стогний И. С. Метафора в музыкальном тексте // Музыкальное искусство и наука в ХХI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: сб. статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской государственной консерватории. Астрахань, 2010. С. 96-101.
  13. Стогний И. С. Метафора в музыке: постановка проблемы // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: Всероссийская научная конференция РАМ им. Гнесиных (11-12 ноября 2009 г.). М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. С. 64-75.
  14. Стогний И. С. Метафорический язык музыки // Музыковедение. 2010. № 10. С. 11-16.
  15. Стогний И. С. Процессы смыслообразования в музыке: семиологический аспект: автореф. дисс. … д. иск. М., 2013. 55 с.
  16. Ходнев С. Очумелая классика // Коммерсантъ. 2010. 1 декабря.
  17. Холопова В. Н. Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия // Журнал Общества теории музыки. 2014. № 1 (5). С. 20-42.
  18. Шешунова C. В. Град Китеж в русской литературе: парадоксы и тенденции // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2005. Т. 64. № 4. С. 12-23.
  19. Bogdanov V. All Music Guide to Electronica: The Definitive Guide to Electronic Music. San Francisco: Backbeat Books, 2001. 710 р.
  20. https://pitchfork.com/reviews/albums/11731-discreet-musicambient-1-music-for-airportsambient-2-the-plateaux-of-mirror-with-harold-buddambient-4-on-land/ (дата обращения: 27.12.2020).
  21. Sheppard D. On Some Faraway Beach: The Life and Times of Brian Eno. Chicago: Chicago Review Press, 2009. 514 р.
  22. Szabo V. Ambient Music as Popular Genre: Historiography, Interpretation, Critique: A Dissertation Presented to the Graduate Faculty of the University of Virginia in Candidacy for the Degree of Doctor of Philosophy. University of Virginia, 2015. 397 p.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru