Поэтика заголовочного комплекса в пьесах детских фортепианных альбомов
Шефова Елена Александровна
Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского
Дата поступления рукописи в редакцию: 19.10.2021
Аннотация. Цель исследования - рассмотреть заголовочный комплекс в структуре музыкального произведения. Научная новизна статьи обусловливается тем, что впервые в музыковедении на примере миниатюр отечественных детских фортепианных альбомов комплексно рассматриваются элементы, находящиеся вне музыкального текста, - имя автора, подзаголовок, эпиграф, исполнительские указания, ремарки, посвящение, примечания, дата, место, опус, оглавление, титульный лист/обложка. В результате определено, что каждый из составляющих заголовочный ансамбль элементов выполняет свою функцию по формированию смысла произведения.
Ключевые слова и фразы: заголовочный комплекс, детский фортепианный альбом, подзаголовок, посвящение, эпиграф, headline complex, children’s album for piano, subtitle, dedication, epigraph
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Баренбойм Л. А. Фортепианная литература для начинающих // Советская музыка. 1933. Вып. 6.
Веселова Н. А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика: дисс. … к. филол. н. Тверь, 1998.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 2007.
Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. М.: Просвещение, 1996.
Казанцева Л. П. Автор в музыкальном содержании: монография. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998.
Казанцева Л. П. Заголовок как словесный атрибут музыкального текста // Текст художественный: в поисках утраченного: сб. науч. материалов. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 2002.
Казанцева Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры: учебное пособие. Астрахань: ГП АО ИПК "Волга", 2009.
Кожина Н. А. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология (на материале русской прозы XIX-XX вв.): дисс. … к. филол. н. М., 1986.
Корыхалова Н. П. "Детский альбом" П. И. Чайковского: такт за тактом. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2011.
Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины: возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. Изд-е 2-е, доп. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2007.
Кузьмин Д. В. К функциональной типологии посвящений // Toronto Slavic Quarterly (TSQ). 2013. № 45. Summer.
Кузьмина Н. А. Эпиграф в коммуникативном пространстве художественного текста // Вестник Омского университета. 1997. Вып. 2.
Михайлов А. В. Об обозначениях и наименованиях в нотных записях А. Н. Скрябина // Нижегородский скрябинский альманах. Н. Новгород, 1995. Вып. 1.
Михайлов А. В. Слово и музыка: музыка как событие в истории Слова // Слово и музыка: памяти А. В. Михайлова / ред.-сост. Е. И. Чигарева, Е. М. Царева, Д. Р. Петров. М., 2002.
Петров В. О. О программности эпиграфов в инструментальных партитурах // Проблемы художественного творчества: сб. науч. мат-лов. Саратов: Изд-во Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л. В. Собинова, 2013.
Петров В. О. Эпиграф как смысловая константа инструментального опуса // Израиль ХХI: музыкальный журнал. 2015. № 3 (45).
Словарь иностранных слов. Изд-е 15-е, испр. М.: Рус. яз., 1988.
Шефова Е. А. Поэтика фортепианного детского альбома в творчестве композиторов русского зарубежья: монография. Липецк: Позитив Л, 2016а.
Шефова Е. А. Система поэтических ремарок в детских фортепианных альбомах Сергея Эдуардовича Борткевича // Таврический научный обозреватель. Симферополь, 2016b. № 1 (6). Ч. 1.
Юргенсон Б. П. Очерк истории нотопечатания. М.: Гос. изд-во; Музыкальный сектор, 1928.
Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка: в 2-х т. М.: Сов. композитор, 1972. Т. 1.