Основные тенденции в развитии жанра скрипичного концерта в творчестве китайских композиторов 1940-1980-х годов
Синь Син
Юго-западный университет Цзяотун
Дата поступления рукописи в редакцию: 15.10.2021
Аннотация. Цель исследования - определить особенности трактовки китайскими композиторами жанра скрипичного концерта в 1940-1980-х годах. Научная новизна заключается в том, что феномен скрипичного концерта в Китае впервые осмыслен комплексно в историческом контексте. В результате исследования доказано, что жанрово-стилевой моделью для китайских композиторов были европейские и русские концерты для скрипки с оркестром, созданные в конце XIX - начале ХХ века в стилистике позднего романтизма и неофольклоризма. В то же время определяются такие национальные особенности китайского скрипичного концерта этого периода, как коллективное авторство и идеологически-ориентированная программность.
Ключевые слова и фразы: жанр скрипичного концерта, китайские композиторы, коллективность, программность, ХХ век, violin concerto genre, Chinese composers, collective character, programmatic nature, XX century
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Гребнева И. В. Скрипичный концерт в европейской музыке XX века: автореф. дисс. … к. иск. М., 2011.
Му Цюаньчжи. Становление и развитие скрипичного искусства в Китае: образование, исполнительство, национальный репертуар: дисс. … к. иск. / Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки. Н. Новгород, 2018.
Шнеерсон Г. М. Музыкальная культура Китая. М.: Гос. муз. изд., 1952.
???. ""????"???" (Чу Ванхуа. Эпоха "коллективного творчества" // Научный вестник Искусства фортепиано. 1999. № 4).
???. "??????????" (Фэн Чанчунь. Основные тенденции развития китайского музыкального искусства в новое время. Пекин: Изд-во Народной музыки, 2007).
??? "?????F????????" (Гуан Боцзи. Отзыв о Концерте для скрипки с оркестром F-dur Ма Сыцуна // Научный вестник Синхайской консерватории. 1989. № 1).
???. "??????????" (Ли Цзити. Введение в анализ структуры в китайской музыке. Пекин: Изд-во Центрального консерватории, 2004).
???. "????????????" (Мао Цзэдун. Выступления на Совещании по вопросам литературы и искусства в Яньани. Пекин, 1975).