Роль полифонии в композиторском творчестве митрополита Илариона (Алфеева)
Ренёва Наталия Сергеевна
Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Дата поступления рукописи в редакцию: 17.10.2021
Аннотация. Цель статьи - выявить роль полифонии и особенности ее использования в композиторском творчестве митрополита Илариона (Алфеева). Автором рассматриваются различные виды полифонии и полифонические формы в музыке Алфеева. Научная новизна работы заключается в детальном изучении одного из аспектов стиля современного российского духовного композитора, музыка которого активно исполняется, но крайне редко становится объектом научного исследования. В результате изучения творчества Алфеева выявлены особенности его полифонического мышления, охарактеризованы полифонические приемы и формы в его музыке, определена их зависимость от жанровой специфики произведений и степени принадлежности к духовной сфере.
Ключевые слова и фразы: Алфеев-композитор, полифония, полифоническое мышление, виды полифонии, фуга, Alfeyev-composer, polyphony, polyphonic thinking, types of polyphony, fugue
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Глинка М. Литературное наследие / под ред. В. Богданова-Березовского. Л. - М.: Музгиз, 1952. Т. 2. Письма и документы.
Гуляницкая Н. Современное музыкально-сакральное пространство: события, факты, деятели // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. № 1 (13).
Дубравская Т. Полифония. М.: Академический проект; Альма матер, 2008.
Макаров И. Аксиология музыкального творчества в контексте христианского понимания культуры // Христианское чтение. 2012. № 2.
Малкуш А. Полифоническая техника в сочинениях для многотембрового баяна Владислава Золотарева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). Ч. 2.
Орищенко С. Художественный фильм "Дирижер" Павла Лунгина сквозь призму эстетики постмодернизма // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 2 (3).
Рапацкая Л. Православный музыкальный ренессанс в отечественном искусстве и образовании: диалог культур // Ценности и смыслы. 2017. № 5 (52).
Скребков С. Полифония. Изд-е 5-е. М.: Юрайт, 2019.
Тиц М. О тематической и композиционной структуре музыкальных произведений. К.: Музычна Украина, 1972.
Холопова В. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. СПб.: Лань, 2002.