Солопов Олег Викторович
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Дата поступления рукописи в редакцию: 23.10.2021
Аннотация. Цель исследования - раскрыть особенности восприятия брахманизма в философском наследии А. И. Введенского. На основе изучения работ мыслителя в статье выявляются этапы и принципы развития индийского религиозного сознания, в том числе этапы становления классического брахманизма, а также изложены основные положения его системы. Научная новизна заключается в комплексном изучении составных элементов брахманизма, в том числе понятий и разделов его философии, социальных функций, содержания и назначения его священных текстов, внутренних противоречий сквозь призму философии А. И. Введенского. В результате исследования была реконструирована система диалектики индийского религиозного сознания в философии А. И. Введенского, установлены условия и факторы формирования и развития брахманизма, систематизированы его ключевые концепты и элементы.
Ключевые слова и фразы: Алексей Иванович Введенский, брахманизм, язычество, индийская философия, апологетика, Alexey Ivanovich Vvedensky, Brahmanism, paganism, Indian philosophy, apologetics
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бернюкевич Т. В. Буддизм в российской философской культуре. "Чужое" и "свое". М.: Книжный дом "Либроком", 2009.
Буров В. А. Мнимое происхождение христианства; От арийцев или иудеев наше спасение?; Системы браманизма, буддизма и христианства. СПб.: В. М. Скворцов, 1912.
Введенский А. И. Браманизм // Богословский вестник. 1901a. Т. 2. № 7/8.
Введенский А. И. Браманизм // Богословский вестник. 1901b. Т. 3. № 9.
Введенский А. И. Браманизм // Богословский вестник. 1901c. Т. 3. № 10.
Введенский А. И. Браманизм // Богословский вестник. 1901d. Т. 3. № 12.
Введенский А. И. Религиозное сознание язычества: опыт философской истории естественных религий. М.: Унив. тип., 1902.
Каратыгин П. П. История религий и тайных религиозных обществ Древнего и Нового мира: Древний мир: в 6-ти т. СПб.: Тип. д-ра М. Хана, 1870. Т. 1.
Кудрявцев-Платонов В. Д. Исследования и статьи по естественному богословию // Сочинения В. Д. Кудрявцева-Платонова: в 3-х т. Сергиев Посад: Братство преподоб. Сергия, 1892. Т. 2.
Лодыженский М. В. Мистическая трилогия. СПб.: Андреев и сыновья, 1992. Т. 1. Сверхсознание.
Ломакин И. С. Мудрость йогов и христианские идеалы Европы. М.: А. С. Дзюбенко, 1914.
Лысенко В. Г. Брахманизм // Индийская философия: энциклопедия. М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009.
Мартьянова (Якимова) Е. Г. К вопросу об эволюции метафизики эсхатологии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. № 8 (103).
Меньшиков М. О. Великая экспроприация // Буров В. А. Мнимое происхождение христианства; От арийцев или иудеев наше спасение?; Системы браманизма, буддизма и христианства. СПб.: В. М. Скворцов, 1912.
Олейникова Ю. А. Алексей Иванович Введенский: к истории русской духовной философии XIX - начала XX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3 (53). Ч. 1.
Солопов О. В. Интерпретация индийских учений в философии религии А. С. Хомякова // Манускрипт. 2021a. Т. 14. Вып. 9.
Солопов О. В. Рецепции классической йоги в русской философии второй половины XIX - первой половины XX в. // Манускрипт. 2021b. Т. 14. Вып. 8.
Уланов М. С., Бадмаев В. Н. Буддизм в русской философии: традиции и современность: монография. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2019.
Хомяков А. С. Семирамида // Хомяков А. С. Сочинения: в 2-х т. М., 1994. Т. 1. Работы по историософии.
Цертелев Д. Н. Религиозное сознание человечества. М.: Тип. М. Н. Лаврова и К°, 1884.
Шохин В. К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1994.