Схолии на комедию Аристофана "Мир" (605-606) и сообщения других античных авторов о смерти Фидия
Ларионова Наталья Богдановна
Московский государственный лингвистический университет; Институт лингвистики и межкультурной коммуникации Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова
Дата поступления рукописи в редакцию: 21.09.2021
Аннотация. Цель исследования - показать отсутствие противоречий между сообщением схолиастов комедии Аристофана "Мир" о смерти скульптора Фидия и текстами других античных авторов. Свидетельства Аристофана (V в. до н.э.), Диодора Сицилийского (I в. до н.э.), Плутарха (I-II вв. н.э.) и неизвестного читателя Аристофана, который оставил свой комментарий на полях комедии "Мир" и процитировал античного историка Филохора (IV-III вв. до н.э.), имеют ряд разногласий между собой. Аристофан, Диодор Сицилийский и Плутарх связывают процесс над Фидием с началом удаления жителей Мегар с афинского рынка, а схолиаст, напротив, указывает, что эти события разделены семью годами. Также схолиаст говорит, что Фидий был убит элейцами, что противоречит мнению Плутарха, по словам которого Фидий умер в афинской тюрьме. В статье приводится полный текст обеих схолий в русском переводе, в которых особо отмечены как слова историка Филохора, так и собственный комментарий схолиастов. Показан вымышленный характер схолий относительно казни Фидия в Элиде, которая не засвидетельствована в других исторических источниках. Научная новизна настоящего исследования заключается в согласовании свидетельств неизвестных комментаторов Аристофана, которые ранее вносили путаницу в историю о смерти Фидия, с другими античными авторами. В результате исследования установлено, что оригинальный текст Филохора не идет вразрез с сообщениями Аристофана, Диодора Сицилийского и Плутарха касательно времени, а также обстоятельств судебного процесса над Фидием. Путаница была внесена комментаторами, которые дополнили слова Филохора своими домыслами по данному вопросу.
Ключевые слова и фразы: Фидий, Аристофан, статуя Афины Парфенос, статуя Зевса Олимпийского, античность, Phidias, Aristophanes, Athena Parthenos, Statue of Zeus at Olympia, antiquity
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Мында Н. Б. Религиозный статус потомков Фидия как свидетельство высокого общественного положения великого мастера // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия "Философия и культурология". 2013. № 11 (671).
Donnay G. La date du process des Phidias // L'Antiquit? Classique. 1968. № 37 (1).
Fisher K. T., Vogel F. Diodori bibliotheca historica: in 5 vols. Leipzig: Teubner, 1888. Vol. 2.
Holwerda D. Scholia in Vespas, Pacem, Aves et Lysistratam (Scholia in Aristophanem 2.2). Groningen: Bouma, 1982.
Jacoby F. Die Fragmente der griechischen Historiker (FGrH): in 15 vols. Leiden: E.J. Brill, 1923. Vol. 2.
Lendle O. Philochoros ?ber den Proze? des Phidias // Hermes. 1955. № 83.
Olympia / ed. by A. Mallwitz, W. Schiering. Berlin: De Gruyter, 1964.
Pausaniae. Graeciae descriptio / edidit, graeca emendavit, apparatum criticum adiecit Hermannus Hitzig. Lipsiae: O. R. Reisland, 1901. Voluminis secundi pars prior.
Wilson N. G. Aristophanis Fabulae: in 2 vols. Oxford: Oxford University Press, 2007. Vol. 1.
Ziegler K. Plutarchi vitae parallelae: in 4 vols. Leipzig: B. G. Teubner, 1964. Vol. 2, fasc. 2.