Семантические модели и мотивы акционального кода удмуртского лечебного ритуала
Панина Татьяна Игоревна
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук
Дата поступления рукописи в редакцию: 21.10.2021
Аннотация. Цель статьи - проанализировать акциональный код удмуртского заговорно-заклинательного обряда, рассматриваемого как культурный текст. Научная новизна работы заключается в том, что ритуальные действия лечебного обряда классифицируются в группы в соответствии с релевантным способом достижения цели и с учетом семантики его акционального составляющего. В основе предложенной классификации лежит система, разработанная Е. Е. Левкиевской для исследования славянского оберега. В результате проведенного анализа выявлены основные семантические модели, воплощениями которых являются элементарные семантические единицы - мотивы. Рассматриваемые семантические модели условно подразделены на три группы: первая группа объединяет ритуальные действия, основная цель которых - установление контакта; вторая - действия, подразумевающие воздействие на источник болезни; третья - придание больному тех свойств, которые способны сделать его неуязвимым перед болезнью. Анализ фольклорно-этнографического материала выявил, что наибольшее распространение получили мотивы семантических моделей второй группы, что обусловлено тем, что в основе большинства удмуртских лечебных ритуалов заговаривания болезни лежит концепт борьбы двух противоположных сил.
Ключевые слова и фразы: удмуртская народная медицина, лечебный обряд, акциональный код, семантическая модель, семантический мотив, Udmurt folk medicine, healing rite, actional code, semantic model, semantic motif
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Ильин М. И. Похороны и поминки вотяков д. Купченеево Белебеевского кантона, Башреспублики // Вотяки: сб. по вопросам экономики, быта и культуры вотяков. М.: Центр. изд-во народов СССР, 1926.
Кельмаков В. К. Образцы удмуртской речи: северное наречие и срединные говоры. Ижевск: Удмуртия, 1981.
Левкиевская Е. Е. Закрещивать // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5-ти т. М.: Международные отношения, 1999. Т. 2. Д (Давать) - К (Крошки).
Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М.: Индрик, 2002.
Миннияхметова Т. Г. Традиционные обряды закамских удмуртов: Структура. Семантика. Фольклор. Тарту: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2003.
Михеев И. С. Болезни и способы их лечения по верованиям и обычаям казанских вотяков // Вотяки: cб. по вопросам экономики, быта и культуры вотяков. М.: Центр. изд-во народов СССР, 1926.
Николаева М. И. Фольклорно-этнографические реалии жителей деревни Аксакшур Малопургинского района УР: выпускная квалификационная работа. Ижевск, 2011.
Панина Т. И. Оспа в традиционных представлениях удмуртов // Вестник угроведения. 2016. № 3 (26).
Панина Т. И. Ритуальное задабривание болезни в контексте удмуртской этномедицины // Традиционная культура. 2013. № 1 (49).
Рукописный фонд Научно-отраслевого архива Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук (РФ НОА УИИЯЛ УрО РАН).
Стадник Ю. А. Кинетика заговорных лечебных ритуалов семейских Забайкалья // Живая старина. 2000. № 1.
Толстая С. М. Акциональный код символического языка культуры: движение в ритуале // Концепт движения в языке и культуре. М.: Индрик, 1996.
Топоров В. Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. Т. 2.
Фольклорно-диалектологический архив Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики Удмуртского государственного университета (ФДА УдГУ).
Фольклорный архив Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики Удмуртского государственного университета (ФА УдГУ).
Шутова Н. И., Капитонов В. И., Кириллова Л. Е., Останина Т. И. Историко-культурный ландшафт Камско-Вятского региона. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2009.
Munk?csi B. Volksbr?uche und Volksdichtung der Wotjaken. Helsinki, 1952.
Napolskikh V. Seven Votyak Charms // Folklore. 1997. Vol. 5.