О трактовке понятия "заголовок" в российском музыкознании (на примере детской фортепианной музыки)
Шефова Елена Александровна
Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского
Дата поступления рукописи в редакцию: 27.09.2021
Аннотация. Цель исследования - рассмотреть заглавие в трудах, научно-популярных статьях, комментариях к редакциям музыкальных произведений отечественных музыковедов и представителей фортепианной исполнительской школы. Научная новизна статьи обусловливается отсутствием в музыкознании разработок заголовка и необходимостью восполнить этот пробел в свете современных представлений. В результате определено, что заголовок в музыкальном произведении наделен свойствами имени музыкального текста и является его неотъемлемой частью.
Ключевые слова и фразы: заголовок, смысловая линия, программный заголовок, музыкальный текст, title, sense line, programme title, musical text
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Баязитова Д. И. Интонационная лексика в содержании произведений детского фортепианного репертуара: дисс. … к. иск. Магнитогорск, 2008.
Булкин А. И. Фортепианный детский альбом: пути становления, поэтика жанра: дисс. … к. иск. К., 2005.
Веселова Н. А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика: дисс. … к. филол. н. Тверь, 1998.
Генрих Нейгауз и его ученики. Пианисты-гнесинцы рассказывают. М.: Издательский дом "Классика-ХХI", 2007.
Кабалевский Д. Б. Предисловие к "Детской музыке" С. С. Прокофьева. М.: Музыка, 1987.
Казанцева Л. П. Заголовок как словесный атрибут музыкального текста // Текст художественный: в поисках утраченного: сб. науч. мат-лов. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 2002.
Казанцева Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры: учебное пособие. Астрахань: ГП АО ИПК "Волга", 2009.
Кокушкин В. Д. Анатолий Александров (портреты советских композиторов). М.: Сов. композитор, 1987.
Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины: возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. 2-е изд., доп. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2007.
Кржижановский С. Д. Доклад 1939 г. // Новое литературное обозрение. 2001. № 52.
Лесовиченко А. М. Детская музыка как область композиторского творчества. Саарбрюккен, 2012.
Михайлов А. В. Об обозначениях и наименованиях в нотных записях А. Н. Скрябина // Нижегородский скрябинский альманах НГК им. М. И. Глинки. Н. Новгород, 1995. Вып. 1.
Михайлов А. В. Слово и музыка: музыка как событие в истории слова // Слово и музыка: памяти А. В. Михайлова / ред.-сост. Е. И. Чигарева, Е. М. Царева, Д. Р. Петров. М., 2002.
Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. 5-е изд. М.: Музыка, 1988.
Семья музыканта: Александр Гольденвейзер дома, в классе и на сцене. М. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016.
Сорокина Е. А. Мир детства в русской музыке XIX века: дисс. … к. иск. Тамбов, 2006.
Толстая Е. А. Детская фортепианная музыка Дмитрия Толстого: дисс. … к. иск. СПб., 2013.