Основные этапы становления исполнительства на саксофоне как инструменте военного оркестра в Китае
Чжоу Ицюнь
Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки
Дата поступления рукописи в редакцию: 05.10.2021
Аннотация. Цель исследования - на основе систематизации исторических фактов доказать, что становление саксофонного исполнительства в Китае стало возможным прежде всего благодаря деятельности военных оркестров. Научная новизна заключается в конкретизации и уточнении имеющихся в музыкальной науке представлений об условиях появления саксофонного искусства в Китае, освещении малоизученного этапа развития инструмента в составе китайского военного оркестра. В результате установлено, что на китайское саксофонное искусство в значительной степени повлияли процессы, происходившие в военной сфере Европы и Китая в первой половине ХХ века. Доказано, что период культурной революции, пагубно сказавшийся на развитии китайской культуры в целом, оказался спасительным для сохранения исполнительства на саксофоне благодаря особым привилегиям военных оркестров, в то время как другая линия его развития - джазовое исполнительство - на время прекратила свое существование.
Ключевые слова и фразы: саксофонное исполнительство в Китае, музыкальная педагогика, китайские военные оркестры, культурная революция, saxophone performance in China, musical pedagogy, Chinese military orchestras, Cultural Revolution
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Гэ Мэн. "Трансплантация" саксофона в китайскую музыкальную культуру XX века // Универсальное и национальное в культуре: сборник научных статей / Белорусский государственный университет, Гуманитарный факультет. Мн., 2012.
Иванов В. Д. Саксофон. М.: Музыка, 1990.
Gao Xin. Project China: A Resource of Contemporary Saxophone Music Written by Chinese-Born Composers: A Thesis for the Degree of Doctor of Musical Arts. Greensboro, 2016.
Ingham R. The Cambridge Companion to the Saxophone. Cambridge - N. Y.: Cambridge University Press, 1999.
Zhou Hanqing. Lei Liang’s Compositional Philosophy and My Windows: An Essay for the Degree of Doctor of Musical Arts. Houston, 2017.
???. ????????????????: ????????? / ??????. ??, 2017 (Цюй Мэнсюэ. Исследование произведений для саксофона в стиле китайской народной музыки: специальность "Музыковедение": магистерская диссертация / Тяньцзинский педагогический университет. Тяньцзинь, 2017).
???. ??????????: ?????????. ??: ??????, 2012 (Чжэн Цзюсинь. История развития современного саксофона в городе Чанчуне: магистерский реферат по музыковедению. Цзилинь: Академия художеств Цзилинь, 2012).
??. ???"????"?????: ????????. ??: ??????, 2010 (Дуан Руи. Исследование военного оркестра "Новая армия" Юаня Шикай: магистерский реферат по музыковедению. Нанкин: Нанкинский художественный институт, 2010).
??."??"??????????????: ??????. ??: ??????, 2019 (Чжэн Ци. Изучение западной инструментальной музыки в период "культурной революции" в городе Тяньцзинь: магистерский реферат. Тяньцзинь: Тяньцзиньская консерватория, 2019).
??. ?????????????? // ??. 2013. № 1 (Ван Вэнь. Хэ Люйтин. Музыкальное воспитание во время культурной революции // Ихай. 2013. № 1).
???, ???. ????????. ??: ???????, 2002 (Лю Синьсинь, Лю Сюэцин. История западной музыки в Харбине. Пекин: Издательство народной музыки, 2002).
??. ????"???"????????: ??????. ??: ??????, 2014 (Сунь Бо. Исследование "национализации" саксофона: магистерский реферат по искусствоведению. Ланьчжоу: Северо-Западный педагогический университет, 2014).