Китайское оперное искусство периода японо-китайской войны: жанр через призму вестернизации
Ван Цзе
Нанкинский педагогический университет; Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки
Дата поступления рукописи в редакцию: 12.10.2021
Аннотация. Цель исследования - представив панораму жанров музыкального театра, актуальных для китайского искусства периода японо-китайской войны, выявить специфику преломления европейской оперной традиции в каждом из них. Научная новизна определяется тем фактом, что, несмотря на постоянное внимание исследователей к оперному искусству Китая, развитие национальной оперы в обозначенный период до настоящего дня не получило достаточного освещения. В настоящем исследовании впервые представлена дифференцированная система жанров китайской оперы, определена степень влияния европейских традиций на каждый из рассматриваемых жанров. Основной акцент сделан на операх "Цю Цзы" и "Седая девушка", которые являются художественными вершинами в развитии двух основных направлений оперы военного времени. В результате доказано, что многообразие жанров музыкального театра сопряжено с различной степенью адаптации компонентов европейского музыкального мышления: от использования отдельных элементов (гармонии, стиля исполнения, инструментария) до художественно оправданного соединения национальных и инонациональных традиций.
Ключевые слова и фразы: китайская опера, вестернизация, Цю Цзы, опера "Седая девушка", музыка периода японо-китайской войны, Chinese opera, westernization, Qiu Zi, opera "The White-Haired Girl", music of the Sino-Japanese War period
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бабинович Г. А. Некоторые аспекты вестернизации современного Китая // Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании: 3-й молодежный конвент: материалы международной студенческой конференции (Екатеринбург, 14-16 марта 2019 г.). Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2019.
Ван Цюн. Национально-культурные традиции в вокально-сценическом искусстве: на примере пекинской музыкальной драмы и русского оперного театра: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2008.
Е Юй. История постановки оперы "Цю Цзы" // Материалы по истории новой культуры. 1994. № 2.
Ли Цзеньфу. Китайская национальная опера байцзюй в культуре народности бай: автореф. дисс. … к. иск. М., 2018.
Лю Цзайшэн. Анализ оперы "Цю Цзы" // Материалы по истории новой культуры. 1994. № 2.
Ман Синьин. Рождение китайской оперы: дисс. … д. иск. КНР, Сямэнь, 2006.
Полухина Я. П. Отражение социально-культурной вестернизации в современном китайском языке // Материалы XVI молодежной конференции по проблемам философии, религии и культуры Востока (г. Санкт-Петербург, 25-27 апреля 2013 г.). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество , 2014.
Раку М. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. М.: НЛО, 2014.
Тянь Хан. "Нам нужны мюзиклы, которые действительно представляют китайский дух, - "Мэн Цзянну" Арона Авшломова" // Новости. 1946. 16 декабря.
Чжан Личжэнь. Современная китайская опера: история и перспективы развития: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2010.
Чжао Тинян. Современный взгляд на китайскую мечту // Международные процессы. Т. 13. № 2.
Чэнь Ин. Китайская опера XX - начала XXI века: к проблеме освоения европейского опыта: дисс. … к. иск. Ростов-на-Дону, 2015.