Трансформация легенды об изображении Фидия и Перикла на щите Афины Парфенос у Плутарха и других античных авторов
Ларионова Наталья Богдановна
Московский государственный лингвистический университет; Институт лингвистики и межкультурной коммуникации Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова
Дата поступления рукописи в редакцию: 12.09.2021
Аннотация. Цель исследования - проследить возникновение и происходившие изменения в легенде об изображении на щите Афины Парфенос у античных авторов с I в. до н.э. - III в. н.э. В настоящей публикации в качестве основного свидетельства анализируется сообщение античного автора Плутарха об изображении Фидия и Перикла на щите Афины Парфенос. По его версии именно оно послужило причиной заточения мастера в темницу. Показана история зарождения и трансформации легенды об изображении Фидия от простого упоминания до истории об "удивительном механизме". Научная новизна настоящего исследования заключается в установлении причин и мотивов появления данного мифа у позднейших античных авторов. В результате исследования установлено, что причиной зарождения мифа об изображении Фидия и Перикла на щите Афины Парфенос стало стремление Цицерона подчеркнуть значимость Фидия как создателя величайшего произведения Древней Греции. Глубокая трансформация данного мифа происходит у Плутарха и других античных авторов, которые выдвинули идею о том, что мастер творил с тайной целью приобщиться к силе и славе своего творения, сделав свое имя неотъемлемой частью богини Афины. В итоге меняется даже история с процессом над Фидием, в которой на первый план вместо обвинения в краже выходит осуждение в святотатстве по отношению к богине.
Ключевые слова и фразы: Фидий, Перикл, статуя Афины Парфенос, статуя Зевса Олимпийского, Античность, Phidias, Pericles, statue of Athena Parthenos, statue of Olympian Zeus, Antiquity
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Луций Ампелий. Памятная книжица / пер. с лат., вступ. ст., комм. А. И. Немировского. СПб.: Алетейя, 2002.
Мында Н. Б. Изображение Фидия на щите Афины Парфенос и героизация скульптора // Преподаватель XXI век. МПГУ. 2009. № 1.
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / изд. подгот. Г. А. Таронян. М.: Ладомир, 1994.
Cicero. Orator als Ersatz der Ausgabe v. O. Jahn erkl. v. W. Kroll. Berlin, 1958.
Cicero. Tusculanarum disputationum libri quinque / еd. R. K?hner. Toronto: Lenae; Typis et sumptibus F. Frommann, 1905.
Deonna W. Le portrait de Phidias sur le bouclier de l?Ath?na Parth?nos // Revue des ?tudes Grecques. 1920. Vol. 33. № 153.
Donnay G. La date du process des Phidias // L'Antiquit? Classique. 1968. № 37.1.
Fisher K. T., Vogel F. Diodori bibliotheca historica: in 5 vols. Leipzig: Teubner, 1888. Vol. 2.
Jacoby F. Die Fragmente der griechischen Historiker (FGrH): in 15 vols. Leiden: E. J. Brill, 1923. Vol. 2.
Lipsius. Das attische Recht und Rechtsverfahren: in 3 vols. Leipzig, 1905. Vol. 1.
Pausaniae. Graeciae descriptio / edidit, graeca emendavit, apparatum criticum adiecit Hermannus Hitzig.Voluminis secundi pars prior. Lipsiae: O. R. Reisland, 1901.
Preisshofen F. Phidias-Daedalus auf dem Schild der Athena Parthenos? Ampelius 8, 10 // Jahrbuch des Deutschen Arch?ologischen Instituts. 1974. № 68.
Rudhardt J. La d?finition du d?lit d'impi?t? d'apr?s la l?gislation attique // Museum Helveticum. 1960. № 17.
Stadter Р. А. Сommentary on Plutarch’s Pericles. L.: The University of North Carolina Press, 1989.
Ziegler K. Plutarchi vitae parallelae: in 4 vols. Leipzig: B. G. Teubner, 1964. Vol. 2. Fasc. 2.