Национальный стиль "Вариаций на темы Субэя" для кларнета и фортепиано Чжана У в контексте китайского композиторского творчества 1949-1966 годов
Чжан Мини
Цицикарский университет; Хабаровский государственный институт культуры
Дата поступления рукописи в редакцию: 10.09.2021
Аннотация. В творчестве китайских композиторов середины XX века заметной жанровой сферой стала музыка для кларнета. Цель статьи - выявление стилевой специфики творчества, национальную природу которого демонстрируют "Вариации на темы Субэя" Чжана У. Произведение, впервые представленное в российском музыкознании, исследовано в аспекте синтеза европейских классико-романтических композиционных норм и китайской музыкальной традиции, в чем состоит научная новизна статьи. В результате показано, что стилистика пьесы имела экспериментальный характер, отличаясь органичностью сочетания национальных и инонациональных композиционных и жанровых элементов. Сделан вывод об основополагающем значении данного периода в дальнейшем развитии творчества для кларнета.
Ключевые слова и фразы: кларнет, камерно-инструментальные произведения, китайский фольклор, clarinet, chamber instrumental works, Chinese folklore
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Абдуллина Г. В., Сунь Я. Особенности китайской фортепианной музыки второй половины XX века // Манускрипт. 2018. № 11 (97). Ч. 2.
Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 1994.
Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков: дисс. … к. иск. СПб., 2008.
Гайдай П. В. Роль традиционной музыкальной культуры в развитии фортепианного искусства Китая // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 3 (88).
Го Хуа. О некоторых вопросах национализации искусства кларнета в Китае / на кит. яз. // Большая сцена. 2012. № 5.
Грушко Г. И. Музыкальный стиль в истории европейской культуры: эволюционно-синергетический подход: автореф. дисс. … к. иск. Саратов, 2011.
Дай Юй. Элементы традиционной культуры в новой китайской музыке "периода открытости": автореф. дисс. … к. иск. Н. Новгород, 2017.
Данилова А. В. Китайская композиторская школа: традиции и современность. 2019. URL: https://imteractive-plus.ru
Дрожжина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства ХХ века: дисс. … д. иск. Новосибирск, 2005.
Иванова Л. П. Фольклоризм в русской музыке XX века. Астрахань, 2004.
Ли Хуашань. История кларнетного искусства / на кит. яз. // Мир литературы и искусства. 1987. № 1.
Ли Юнь. Фортепианное творчество Ван Цзяньчжона в контексте национальных традиций и современного музыкального мышления: автореф. дисс. … к. иск. Новосибирск, 2019.
Ло Чжихуэй. Концертная жизнь современного Китая: дисс. … к. иск. СПб., 2016.
Ма Ни. О создании и исполнении "Вариаций на мотивы Субэя" для кларнета / на кит. яз. // Мир музыки. 2012. № 8.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003.
Основы теоретического музыкознания / под ред. М. И. Ройтерштейна. М.: Academia, 2003.
Пэн Чэн. Ладовая система юнь-гун-дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов XX века. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2013.
Самохина Н. Н. Особенности формирования традиционной китайской ладовой системы // Современная культура и образование: история, традиции, овации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Луганск, 13 декабря 2018 г.). Луганск: Книта, 2019.
Тихомирова Н. Ф. Национальный стиль музыкального искусства в контексте исторического развития мировой культуры. 2019. URL: https://fki.lgaki.info/2019/11/19/национальный-стиль-музыкального-иск/
У На. Прелюдия Дин Шан Дэ ор. 3 № 1: прообразы, аллюзии и наблюдения // Musicus. 2009. № 3.
Фу Цян. Европейский кларнет и его функционирование в художественной культуре Китая XX - начала XXI в.: автореф. дисс. … к. иск. Мн., 2017.
Хань Гохуан. Первый китайский симфонический оркестр - Пекинский оркестр Харта / на кит. яз. // Музыкальные исследования. 1990. № 2.
Хоу Чанджи, Черная М. Р. Историографический очерк о выдающихся китайских кларнетистах-педагогах, методистах и исполнителях // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 42.
Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014.
Цинь Цинь. Лю Шикунь, Чжоу Гуаньжэнь и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая (к проблеме универсализма творческой личности): автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2013.
Чан Лиин. Народная песня как феномен китайской музыкальной культуры: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2007.
Чжан Жэньфу. Обзор трех соло для кларнета / на кит. яз. // Народная музыка. 1962. № 9.