Щипина Римма Владимировна
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Дата поступления рукописи в редакцию: 17.09.2021
Аннотация. Цель исследования заключается в историческом обзоре методов искусствоведения на материале литературы, опубликованной на русском языке. Новизна исследования состоит в обозначении особенностей стилистического и иконографического методов в отечественной науке в сравнении с западным искусствознанием. Высказана идея о значении экзегезы для общей предыстории иконологии Аби Варкбурга и иконографического метода Н. П. Кондакова, одновременно показана разница не инструментария, но гносеологических установок школ.
Ключевые слова и фразы: иконография, иконология, стилистический анализ, iconography, iconology, stylistic analysis
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Айналов Д. В. Византийская живопись XIV века // Записки классического отделения Русского Археологического общества. 1917. IX.
Айналов Д. В. Мозаики IV-V вв. Исследования в области иконографии и стиля древнехристианского искусства. СПб., 1895.
Айналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1900.
Античные теории языка и стиля. СПб.: Алетейя, 1996.
Аристотель. Поэтика // Античные теории языка и стиля. СПб.: Алетейя, 1996.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2012.
Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания: в 5-ти т. М.: Академический проект, 2015.
Базен Ж. История истории искусств от Вазари до наших дней. 2021. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/bazen_isist/index.php
Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, 1995.
Брагина Л. М., Кудрявцев О. Ф. Альчати Андреа // Культура Возрождения: энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2007.
Брагинская Н. В. "Картины" Филострата Старшего. Генезис и структура диалога перед изображением. 2002. URL: http://ivka.rsuh.ru/binary/85345_38.1298803673.71468.pdf
Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб.: Лига Плюс, 2001.
Буслаев Ф. И. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. М.: Благовест, 1997.
Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.
Варкбург А. Великое переселение образов: исследование по истории и психологии возрождения античности. СПб.: Азбука-классика, 2008.
Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. СПб.: Алетейя, 1997.
Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: Издательство В. Шевчук, 2002.
Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Издательство В. Шевчук, 2015.
Виппер Б. Р., Ливанова Т. Н. История европейского искусствознания. От Античности до конца XVIII века. М.: Акад. наук СССР; Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР, 1963.
Власов В. Г. Стили в искусстве: словарь: в 3-х т. СПб.: Кольна, 1995. Т. I.
Волков Н. Н. Композиция в живописи. М.: Книга по требованию, 2012.
Волков Н. Н. Цвет в живописи. 1965. URL: https://royallib.com/book/volkov_nikolay/tsvet_v_givopisi.html
Гаспаров М. Л. Поэзия риторического века // Поздняя латинская поэзия. М., 1982.
Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. 2017. URL: https://web.archive.org/web/20060707031919/http://www.klikovo.ru/db/book/msg/963
Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995.
Горностаев И. И. Древнехристианское искусство. Отд. I. СПб., 1864.
Горностаев И. И. История изящного искусства: лекции. Отделы: 1 - Древнехристианский, 2 - Византийский. СПб., 1874. № 17.
Грабар А. Император в византийском искусстве. М.: Ладомир, 2000.
Даниэль С. М. Картина классической эпохи. М.: Искусство, 1986а.
Даниэль С. М. Картина классической эпохи: проблема композиции в западноевропейской живописи. 1986b. URL: https://obuchalka.org/2016031588702/kartina-klassicheskoi-epohi-daniel-s-m-1986.html
Даниэль С. М. Сети для Протея: проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб.: Искусство, 2002.
Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: в 2-х т. М.: Искусство, 1978. Т. 1.
Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М., 1970.
Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. М.: Наука, 1997.
Зедльмайр Г. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства / пер. Ю. Н. Попова. СПб., 2000.
Илюшечкин В. Н. Античная физиогномика // Человек и общество в античном мире. М.: Наука, 1998.
Кандинский В. Избранные труды по теории искусства: в 2-х т. / ред. и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. М.: Гилея, 2001.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: в 2-х т. М.: Паломник, 1998.
Кондаков Н. П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса: Тип. Ульриха и Шульце, 1876.
Константини М. Понятие литературного анализа или бессодержательный термин? // Невыразимо выразимое: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: сборник статей / сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. М.: Новое литературное обозрение, 2013.
Кордис Г. В ритме иконы: характер линии в византийской иконографии. 2016. URL: https://iskusstvoed.ru/2016/09/21/volkov-n-n-kompozicija-v-zhivopisi-2/
Лазарев В. Н. Византийская живопись. М.: Искусство, 1971.
Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М.: Наука, 1978.
Лазарев В. Н. История византийской живописи: в 2-х т. М.: Искусство, 1947. Т. 1.
Ларионов М. Ф. Лучизм. М.: Изд. К. и К., 1913.
Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.
Лихачева В. Д. Иконографический канон и стиль палеологовской живописи: автореф. дисс. … к. иск. Л., 1965.
Лосев А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. М., 1964. Вып. 6.
Малевич К. Собрание сочинений: в 5-ти т. М.: Гилея, 2000-2004.
Миллер Т. Александрийская экзегеза // Патристика: новые переводы, статьи. Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 2003.
"Невыразимо выразимое": экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: сборник статей / сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. М.: Новое литературное обозрение, 2013.
Некрасов А. И. Лекции по византийско-русскому искусству, читаемые в Московском Высшем женском училище в 1912 -1922 гг. М., 1922.
Панофский Э. Перспектива как символическая форма. СПб.: Азбука-классика, 2004.
Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Гуманитарное агентство "Академический проект", 1999.
Покровский Н. В. Лекции по церковной археологии, читанные студентам Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1884.
Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. СПб., 1900.
Покровский Н. В. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период. Б. м., 1894.
Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.: Наука, 1975.
Раушенбах Б. В. Система перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М.: Наука, 1986.
Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М.: Искусство, 1989.
Тирльберг М. Цветная Вселенная. Михаил Матюшин об искусстве и зрении. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
Троицкий Н. И. Влияние космологии на иконографию византийского купола. Тула: Тип И. Д. Фортунатова, 1898.
Уваров А. С. Христианская символика. Символика древнехристианского периода. М.: Издательство Свято-Тихоновского Богословского института, 2001.
Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие / подг. текста, научный аппарат Д. Д. Чебановой. М.: Советский художник, 1988.
Филонов П. Н. Пропевень о проросли мировой. Пг., 1915.
Флоренский П. А. Анализ пространственности и <времени> в художественно-изобразительных произведениях. 2000. URL: http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm#zi
Флоренский П. А., священник. Обратная перспектива // Флоренский П. А. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1999. Т. 3 (1).
Хогарт У. Анализ красоты. СПб.: Азбука, 2016.
Чамина Н. Ю. Чезаре Рипа. "Иконология" в поисках универсального языка культур. 2015. URL: https://www.academia.edu/19552056/Чезаре_Рипа_Иконология_В_поисках_универсального_языка_культур