Ансамблевая природа полифонической фактуры как условие художественного взаимодействия ее элементов
Шатов Александр Владимирович, Раделицкий Василий Михайлович, Шатова Валентина Алексеевна
Белгородский государственный институт искусств и культуры
Дата поступления рукописи в редакцию: 05.12.2020
Аннотация. Цель исследования - определить художественное взаимодействие вертикальных элементов полифонической (в наиболее широком смысле) фактуры, обусловленное ее ансамблевыми прототипами. В статье рассмотрены прототипы трех основных типов фактуры: гомофонно-гармонической, линеарно-полифонической, подголосочно-полифонической. Показано, что если динамическая иерархия их элементов подчиняется единому принципу "стереоэффекта", то временн?я в каждом случае имеет свою специфику. Научная новизна работы состоит в том, что различные типы фактуры впервые рассмотрены в ракурсе их ансамблевых прототипов и особенностей взаимодействия партнеров в них. В результате в различных типах фактуры выявлена специфика временн?го взаимодействия ее элементов, принципиальная для исполнения.
Ключевые слова и фразы: агогика, гомофонно-гармоническая фактура, линеарная полифония, подголосочная полифония, вертикаль, agogics, homophonic-harmonic texture, linear polyphony, multi-timbral polyphony, vertical
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Ансерме Э. Структуры ритма // Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М.: Сов. композитор, 1986. С. 35-38.
Аркадьев М. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования. М.: Библос, 1993. 168 с.
Аркадьев М. Ритм в музыке // Ритмология культуры: очерки / под ред. Ю. Ю. Ветютнева, А. И. Макарова, Д. Р. Яворского. СПб.: Алетейя, 2012. С. 177-201.
Аркадьев М. Ритм и время // Ритмология культуры: очерки / под ред. Ю. Ю. Ветютнева, А. И. Макарова, Д. Р. Яворского. СПб.: Алетейя, 2012. С. 129-142.
Аркадьев М. Фундаментальные проблемы музыкального ритма и "незвучащее". Время, метр, нотный текст, артикуляция: монография. Рига: Lambert Academic Publishing, 2012. 408 с.
Аркадьев М. Хроноартикуляционные структуры в клавирном творчестве И. С. Баха // Музыкальная академия. 2000. № 2. С. 2-13.
Виноград А. Э., Серячков В. В. Насколько крупным может быть музыкальный метр? Уровни метрической регулярности [Электронный ресурс]. URL: http://opentextnn.ru/old/music/Perception/index.html@id=3004 (дата обращения: 26.11.2020).
Конюс Г. Э. Метро-тектоническое разрешение проблемы музыкальной формы // Конюс Г. Э. Статьи, материалы, воспоминания. М.: Музыка, 1965. С. 87-97.
Ляхович А. Феномен tempo rubato в процессе эволюции музыкальной ритмики [Электронный ресурс]. URL: https://muzkarta.info/statya/a-lyakhovich-fenomen-tempo-rubato-v (дата обращения: 26.11.2020).
Москаленко В. Г. Теоретический и методический аспекты музыкальной интерпретации: дисc. … д. иск. К., 1994. 212 с.
Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции. М.: Музыка, 1985. 285 с.
Тюлин Ю. Н. Музыкальная фактура и мелодическая фигурация. Практический курс: для теорет.-композит. фак. муз. вузов: в 2-х кн. М.: Музыка, 1980. Кн. 1. Задания. 311 с.
Тюлин Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации: учеб. пособие для ист.-теорет. и композиторских фак. муз. вузов: в 2-х т. М.: Музыка, 1977. Т. 2. Мелодическая фигурация. 382 с.
Харлап М. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма: сб. ст. / сост. В. Н. Холопова. М.: Музыка, 1978. С. 48-104.