Магон Светлана Александровна
Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки
Дата поступления рукописи в редакцию: 16.12.2020
Аннотация. Преобладание дискурсов, связанных с любительским подходом, коммерциализацией и расширением творческой области фламенко в XXI в., привело к утрате представлений о том, с какими музыкальными жанрами соотносится дуэнде, к какому виду искусства принадлежит и каковы условия для его возникновения. Цель исследования - внести порядок в разноголосицу мнений, сложившихся вокруг феномена дуэнде, а также прояснить - действительно ли он (или "оно"?) так необходим для искусства фламенко в современном мире. Научная новизна статьи - в попытке обоснования различных подходов к дуэнде; в опоре на зарубежные антропологические исследования, а также методы когнитивистики. В результате доказано, что современное понимание феномена дуэнде практически не имеет точек пересечения с его восприятием в среде носителей традиционной культуры и во многом инспирировано текстом "Juego y teori?a del duende" Ф. Гарсиа Лорки.
Ключевые слова и фразы: дуэнде, фламенко, канте хондо, пенья-клубы, Ф. Гарсиа Лорка, duende, flamenco, cante jondo, pe?as, Federico Garc?a Lorca
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Амрахова А. А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов): дисс. … д. иск. М., 2005. 326 с.
Анди Э. М. Фламенко: тайны забытых легенд. Тула: Мусалаев, 2003. 196 с.
Бобрик Д. В. Теория Дуэнде Федерико Гарсиа Лорки [Электронный ресурс]. URL: http://www.garcia-lorca.ru/library/teoriya-duende-federiko-garsia-lorki.html (дата обращения: 02.10.2020).
Гарсиа Лорка Ф. Дуэнде, тема с вариациями [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POEZIQ/LORKA/lorka2_11.txt (дата обращения: 02.10.2020).
Дяченко А. С. Испанская саэта как лингвокультурный феномен: типологический и лингвостилистический анализ: дисс. … к. филол. н. М., 2012. 284 с.
Изотова И. С. Проблема смерти в испанской культуре (от истоков до современности): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2012. 29 с.
Магон С. А. Фламенко: история, жанр, концептосфера: дисс. … к. иск. Н. Новгород, 2019. 234 с.
Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 152 с.
Пуиг Кларамунт А. Искусство танца фламенко. М.: Искусство, 1984. 183 с.
Трофимова В. Испанская ночь. Дуэнде - "черный" дух культуры фламенко // 60 параллель. 2010. № 2 (37). С. 104-109.
Dewaal Malefit T. "Inside" and "Outside" Spanish Flamenco: Gender Constructions in Andalusian Concepts of Flamenco Tradition // Anthropological Quarterly. 1998. № 2 (71). P. 63-73.
Ferna?ndes Pello M. Duende: A Narrative-Experience of the Flamenco Performance in Spain [Электронный ресурс]: а dissertation submitted to the University of Manchester for the MA in Visual Anthropology in the Faculty of Humanities, 2015. URL: https://www.academia.edu/37368855/Duende_A_narrative_experience_of_the_Flamenco_performance_in_Spain (дата обращения: 02.10.2020).
Garcia Lorca F. Juego y teori?a del duende [Электронный ресурс]. URL: https://biblioteca.org.ar/libros/1888.pdf (дата обращения: 02.10.2020).
Infante B. Ori?genes de lo flamenco y secreto del cante jondo. Sevilla: Consejeri?a de Cultura, D. L., 1980. 188 p.
Mairena A., Molina R. Mundo y formas del cante flamenco. Sevilla: Librer?a Al-Andlus, 1971. 326 p.
Rose S. This Maudlin Cry: The "dark sounds" of duende and Kristeva’s abjection [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/24732730/This_Maudlin_Cry_The_dark_sounds_of_duende_and_Kristevas_abjection (дата обращения: 02.10.2020).
Rossi H. Teori?a del cante jondo. Barcelona: Credsa S. A., 1998. 318 p.
Steingress G. El flamenco como patrimonio cultural o una construccio?n artificial ma?s de la identidad andaluza // Anduli: Revista Andaluza de Ciencias Sociales. 2002. № 1. P. 43-64.
Steingress G. Flamenco Postmoderno. Entre tradicio?n y heterodoxia. Un diagno?stico sociomusicolo?gico. Sevilla: Signatura Ediciones de Andaluci?a, 2007. 366 p.