Романтическое начало в инструментальном творчестве композитора Азона Фаттаха: на примере Сюиты на корейские темы и Лирической пьесы для валторны и фортепиано
Чистяков Роман Вячеславович
Российская государственная специализированная академия искусств
Дата поступления рукописи в редакцию: 17.06.2020
Аннотация. Цель исследования - раскрыть особенности камерных сочинений Азона (Азантина Нуртыновича) Фаттаха, их образное наполнение и стилевой облик. В статье рассмотрены жанры камерной музыки, к которым обращался композитор: прежде всего, это пьесы для солирующих инструментов, программные циклы. Особое внимание уделяется двум опусам Азона Фаттаха: Сюите на корейские темы и Лирической пьесе для валторны и фортепиано, их структурным особенностям, музыкальному языку. Определены тяготение композитора к фольклорной сфере музыкального искусства, опора на ладовые и мелодические особенности татарского фольклора, следование принципам романтической гармонии, склонность к романтическому типу программности в камерно-инструментальной музыке. Научная новизна работы заключается в обращении к творчеству композитора, чье наследие недостаточно изучено, а также в выборе материала исследования: впервые в музыковедческий обиход вводятся ранее не изученные опусы Азона Фаттаха. Также предпринимается попытка аналитического рассмотрения Сюиты на корейские темы, дошедшей до нас в рукописных "набросках". В результате воссоздается панорама камерно-инструментального творчества Азона Фаттаха (где особое место занимают выделенные сочинения), что обогащает корпус знаний о его музыке в целом.
Ключевые слова и фразы: Азон Фаттах, Рейнгольд Глиэр, инструментальное творчество, татарская музыка, корейская музыка, камерные сочинения, миниатюры, композиторский стиль, Azon Fattakh, Reinhold Gli?re, instrumental creative work, Tatar music, Korean music, chamber compositions, miniatures, composer’s style
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Викторов В. Воспитание искусством // Дошкольное воспитание. 1978. № 12. С. 15-21.
Забавских Э. Улыбчивая музыка // Советская музыка. 1975. № 7. С. 74-76.
Киселёва Н. Балеты Р. М. Глиэра в историко-культурном контексте: дисс.. к. иск. СПб., 2016. 220 с.
Османова З. Феномен ориентализма в русской музыкальной культуре второй половины XIX - начала XX века [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70269 (дата обращения: 28.07.2020).
Сайдашева З. Татарская эстрадно-бытовая песня: история и развитие // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. 2018. № 2. С. 86-91.
Сонин В. Писать с уважением к маленькому слушателю (о композиторе Азоне Фаттахе) // Дошкольное воспитание. 1984. № 7. С. 88-90.
Хаким С. В его песнях - душа народа // Вечерняя Казань. 1983. 2 сентября.
Чистяков Р. Говорят архивы Азона Фаттаха // Музыкант-классик. 2013. № 9-10. С. 16-18.
Чистяков Р. Киномузыка в творчестве Азона Фаттаха // Художественное образование и наука. 2019. № 4 (21). С. 162-167.
Чистяков Р. Композитор Азон Фаттах и его песни // Музыкант-классик. 2012. № 1-2. С. 24-25.
Чистяков Р. Опера Азона Фаттаха "Джамиля": по сохранившимся фрагментам партитуры // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4 (37). С. 54-65.