Буддийский религиозный культ как аутопойетическая система
Кринская Зоя Андреевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 18.06.2020
Аннотация. Цель статьи - рассмотреть буддийский религиозный культ с точки зрения теории систем и концепции аутопойезиса немецкого социолога Н. Лумана. В отечественных работах аутопойетическая теория не применяется при изучении буддизма, в этом заключается научная новизна. Выявление специфики буддийских религиозных культов с точки зрения аутопойезиса позволяет исследовать процессы эволюции буддийских культов как эволюцию самовоспроизводящихся, самореферентных систем, а также открыть новые грани самой теории аутопойезиса. В статье приводятся примеры развития некоторых буддийских религиозных культов как аутопойетических систем. Полученные результаты показали, что применение теории аутопойезиса при изучении буддийского религиозного культа является эффективным, буддийский религиозный культ предстает как аутопойетическая система, которая развивается и поддерживает стабильность благодаря самореференции.
Ключевые слова и фразы: буддизм, религиозный культ, Н. Луман, теория систем, аутопойезис, Buddhism, religious cult, N. Luhmann, systems theory, autopoiesis
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аринин Е. И. Религия как "аутопойетическая система" в работах Никласа Лумана // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 3 (31). С. 130-161.
Гараджа В. И. Социология религии. М.: Наука, 1995. 223 с.
Корнев В. И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1987. 223 с.
Луман Н. Дифференциация / пер. с нем. Б. Скуратов. М.: Логос, 2006. 320 с.
Луман Н. Общество как социальная система / пер. с нем. А. Антоновский. М.: Логос, 2004. 232 с.
Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия: учебное пособие. М.: ИФ РАН, 2003. 246 с.
Матушанская Ю. Г. Великий наблюдатель: о понятии "Бог" в теории социальных систем Никласа Лумана // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки". 2019. № 1. С. 110-118.
Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 272 с.
Пивоваров Д. В. Религиозный культ: операциональные модификации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2011. № 2 (15). С. 66-79.
Топоров В. Н. Сарасвати - река, речь, красноречие // Indologica: сборник статей памяти Т. Я. Елизаренковой. М.: РГГУ, 2008. С. 39-62.
Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011. 1045 с.
Cordoba J. R., Midgley G., Torres D. R. Rethinking Stakeholder Involvement: An Application of the Theories of Autopoiesis and Boundary Critique to IS Planning // Human Centered Methods in Information Systems: Current Research and Practice. Hershey - L.: Idea Group Publishing, 1999. P. 195-230.
Eliade M. The Sacred and the Profane: The Nature of Religion. N. Y.: Harcourt, Inc., 1987. 256 р.
Kleine C. Niklas Luhmann und die Religionswissenschaft: Geht das zusammen? // Zeitschrift f?r Religionswissenschaft. 2016. № 24 (1). S. 47-82.
K?tt A. Systemtheorie und Religion: mit einer Religionstypologie im Anschluss an Niklas Luhmann. W?rzburg: K?nigshausen & Neumann, 2003. 458 S.
Laermans R., Verschraegen G. "The Late Niklas Luhmann" on Religion: An Overview // Social Compass. 2001. № 48 (1). P. 7-20.
Luhmann N. Das Medium der Religion Eine soziologische Betrachtung ?ber Gott und die Seelen // Soziale Systeme. 2000. № 6. H. 1. S. 39-51.
Luhmann N. Society, Meaning, Religion: Based on Self-Reference // Sociological Analysis. 1985. Vol. 46. № 1. P. 5-20.
Mingers J. The Cognitive Theories of Maturana and Varela // Systems Practice. 1991. Vol. 4. № 4. P. 319-338.
Passarelli A. M., Kolb D. A. The Learning Way: Learning from Experience as the Path to Lifelong Learning and Development // The Oxford Handbook of Lifelong Learning. N. Y.: Oxford University Press, 2011. P. 70-90.
Vroom H. M. Religions and the Truth: Philosophical Reflections and Perspectives. Grand Rapids - Amsterdam: Wm. B. Eerdmans Publishing Company; Editions Rodopi, 1989. 388 p.