"Мученичество Иоанна Фаниджойтского" как исторический источник
Франгулян Лилия Рубеновна
Институт востоковедения Российской академии наук
Дата поступления рукописи в редакцию: 12.07.2020
Аннотация. Цель исследования - раскрыть изучаемый агиографический текст с точки зрения содержания в нем исторически ценной информации. В статье обсуждается особенность этого вида литературы, которая подчинена канону и изобилует топосами. "Мученичество Иоанна Фаниджойтского" было составлено свидетелем событий священником Марком. Иоанн перешел в ислам из христианства, но позднее решил вернуться обратно, за что и был казнен. Научная новизна исследования состоит в том, что персонажи и сюжеты данного памятника были представлены с точки зрения отражения в них реальности. В результате доказано, что ряд тем был достоверно описан агиографом и на этот текст можно опираться при дальнейших исследованиях данного периода в истории коптов.
Ключевые слова и фразы: агиографический текст как исторический источник, "Мученичество Иоанна Фаниджойтского", вероотступничество, hagiographic text as historical source, "Martyrdom of John of Phanidjoit", apostasy
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика: литературные эпохи и типы художественного сознания: сб. статей / отв. ред. П. А. Гринцер. М.: Наследие, 1994. С. 3-38.
Зеленов Е. И. Египет: Средние века. Новое время. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. 340 с.
Панченко К. А. Ближневосточное Православие под османским владычеством. Первые три столетия. 1516-1831. М.: Индрик, 2012. 656 с.
Рифтин Б. Л. Типология и взаимосвязи средневековых литератур (вместо введения) // Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада / отв. ред. Б. Л. Рифтин. М.: Наука, 1974. С. 9-116.
Рогожина А. А. Желчь дракона, змеиный яд и неожиданное использование трупов: описания магии в коптской агиографии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия III. Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 75-86.
Am?lineau E. C. Un document copte du XIIIe si?cle: Martyre de Jean de Phanidj?it // Journal Asiatique. 1887. № 8. P. 113-190.
Atiya A. S. Literature Coptic-Arabic // The Coptic Encyclopedia / ed. A. S. Atiya. N. Y., 1991. Vol. 5. Р. 1460-1467.
Casanova P. Les noms coptes du Caire et localit?s voisines [avec 1 planche] // Le Bulletin de l’Institut fran?ais d’arch?ologie orientale. 1901. Vol. 1. P. 139-224.
Casanova P. Notes sur un texte copte du XIIIe si?cle // Le Bulletin de l’Institut fran?ais d’arch?ologie orientale. 1901. Vol. 1. P. 113-137.
Constantelos D. J. The Neomartyrs as evidence for methods and motives leading to conversion and martyrdom in the Ottoman Empire // Greek Orthodox Theological Review. 1978. № 23. P. 216-234.
History of the patriarchs of the Egyptian Church, known as the History of the Holy Church by Sawirus ibn al-Mukaffa?, bishop of al-Asmunin / transl. and ed. A. Khater, O. H. E. KHs-Burmester. Cairo, 1970. Vol. 3. Part 2. 228 p.
History of the patriarchs of the Egyptian Church, known as the History of the Holy Church by Sawirus ibn al-Mukaffa?, bishop of al-Asmunin / transl. and ed. A. Khater, O. H. E. KHs-Burmester. Cairo, 1974. Vol. 4. Part 1. 250 p.
Labib S. John VI // The Coptic Encyclopedia / ed. A. S. Atiya. N. Y., 1991. Vol. 4. Р. 1341-1342.
Lapidus I. M. The conversion of Egypt to Islam // Israel Oriental Studies. 1972. № 2. P. 248-262.
Larminat P. de. R?vision du texte copte des Lettres de Pierre Monge et d’Acace et de la Vie de Jean Phanidj?it // Atti del IIo Congresso Internazionale di Archeologia Cristiana tenuto in Roma nell’Aprile 1900: Dissertazzione lette o presentate e Resoconto di tutte le Sedute. Rome, 1902. P. 337-352.
MacCoull L. Notes on the Martyrdom of John of Phanijoit (BHO 519) // Medieval Encounters. 2000. № 6. Р. 58-79.
Papaconstantinou A. They shall speak the Arabic language and take pride in it: Reconsidering the fate of Coptic after the Arab conquest // Le Mus?on. 2007. № 120. P. 273-299.
Peeters P. Traductions et traducteurs dans I’hagiographie orientale ? l’?poque byzantine // Analecta Bollandiana. 1922. Vol. 40. P. 241-298.
Pratsch T. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit. Berlin - N. Y., 2005. 475 S.
Pratsch T. Exploring the Jungle: Hagiographical Literature between Fact and Fiction // Fifty Years of Prosopography: The Later Roman Empire, Byzantium and Beyond / еd. A. Cameron. British Academy, 2003. P. 59-72.
Richter T. S. Greek, Coptic, and the "language of the hijra" // From Hellenism to Islam: Cultural and Linguistic Change in the Roman Near East. Cambridge, 2009. P. 401-446.
Samir Kh. S. The Role of Christians in the Fatimid Government Services of Egypt to the Reign of Al-Hafiz // Medieval Encounters. 1996. № 2 (3). P. 177-192.
Takla H. N. A forgotten Coptic martyr from the 13th century St. Jonh of Phanidjoit // St. Shenouda Coptic Newsletter. 1996. № 2. Р. 2-5; 1996. № 3. Р. 4-7; 1997. № 3. Р. 3-4.
Taq? al-D?n al-Maqr?z?. A History of the Ayyubid Sultans of Egypt / transl., intr., notes R. J. C. Broadhurst. Boston, 1980. 376 p.
Vatikiotis P. J. The Modern History of Egypt. Praeger, 1969. 546 p.
Werthmuller K. J. Coptic Identity and Ayyubid Politics in Egypt 1218-1250. American University in Cairo Press, 2009. 224 p.
Zaborowski J. R. Arab Christian physicians as interreligious mediators. Ab? Sh?kir as a model Christian expert // Islam and Christian-Muslim Relations. 2011. № 22. P. 185-96.
Zaborowski J. R. From Coptic to Arabic in medieval Egypt // Medieval Encounters. 2008. № 14. P. 15-40.
Zaborowski J. R. The Coptic Martyrdom of John of Phanijoit. Assimilation and Conversion to Islam in Thirteenth-Century Egypt. Leiden: Brill, 2005. 221 p.
Ziadeh J. L’Apocalypse de Samuel, sup?rior de Deir-el-Qalamoun // Revue de L’Orient Chr?tien. 1915-1917. № 20. P. 374-404.