Английская консортная культура: история и этапы изучения
Смирнова Татьяна Вячеславовна
Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
Дата поступления рукописи в редакцию: 07.05.2020
Аннотация. Цель исследования - раскрыть некоторые особенности музыкально-исторического процесса в Англии на примере изучения некогда забытого существенного пласта английской музыки Позднего Ренессанса и раннего барокко - инструментальной консортной (ансамблевой) культуры. Научная новизна работы заключена в воссоздании целостной панорамы деятельности зарубежных исполнителей и музыковедов, внёсших особый вклад в изучение знакового для английской музыки явления. В результате доказано, что исследование английской консортной культуры XVI-XVII вв. на современном этапе - закономерное продолжение антикварных традиций XVII-XVIII вв., художественных устремлений представителей Викторианской эпохи, а также высоких научных достижений британских музыковедов и их зарубежных коллег в XX в.
Ключевые слова и фразы: английская музыка XVI-XVII вв, Викторианская эпоха, история английского музыкознания, музыкальные общества, консортная культура, English music of the XVI-XVII centuries, Victorian epoch, history of English musicology, musical societies, consort culture
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Восток и Запад в динамике и статике (интервью с К. В. Зенкиным) [Электронный ресурс] // Журнал Общества теории музыки. 2017. Вып. 2 (18). Национальные школы в эпоху глобализации: "история с географией". URL: http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/2017_2%2818%29_2_Amrakhova%26co_roundtable_National.pdf (дата обращения: 25.04.2020).
Дуда Н. В. Музыкальная теория и практика в учебных руководствах Англии XVII века // Южно-российский музыкальный альманах. 2015. № 2 (19). С. 70-75.
Ефимова И. А. Творчество Уильяма Поула и проблемы английской режиссуры первой трети XX века: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2013. 30 с.
Сапонов М. А. Менестрели: книга о музыке средневековой Европы. М.: Классика-XXI, 2004. 400 с.
Сигида С. Ю. Музыкальная культура США конца XVIII - первой половины XX века. Становление национальной идентичности: автореф. дисс. … д. иск. М., 2012. 59 с.
Шоу Б. О музыке и музыкантах: сб. ст. М.: Музыка, 1965. 338 с.
Эррендейл К. Новое и скорее пугающее слово "музыковедение". Эдвард Дент и музыкальная политика // Новые документы по истории искусствознания. XX век: сб. ст. СПб.: Петрополис, 2017. Вып. 1. 1920-е - 1930-е годы. С. 84-100.
Blood B. The Dolmetsch Story [Электронный ресурс]. URL: https://www.dolmetsch.com/Dolworks.htm (дата обращения: 01.05.2020).
Burney Ch. A General History of Music, from the Earliest Ages to the Present Period: in three volumes. L., 1789. Vol. 3. 633 p.
Charteris R. Introduction // Musica Britannica: A national collection of music. L.: Stainer and Bell, 1980. V. 46. John Coprario: Fantasia-suites. P. XV-XVII.
Hawkins J. A General History of the Science and Practice of Music: in three volumes. L., 1853. Vol. 3. P. 343-876.
Musica Britannica [Электронный ресурс]. URL: https://stainer.co.uk/category/collected-editions/musica-britannica/ (дата обращения: 25.04.2020).
The New Grove Dictionary of Music and Musicians [Электронный ресурс] / ed. by S. Sadie. Macmillan Publishers, Limited, 2001. CD-ROM.